Деловая игра с педагогами:

 Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности 

 деловая игра с педагогами

    Реализация намеченных стра­тегических планов и поставлен­ных перед современной систе­мой образования задач подвла­стна педагогу новой формации.

   Педагог сегодня, как и во все времена, — ключевая фигура. Он должен знать, уметь, быть гото­вым к решению сложнейших задач.  Но очень часто у педагогов возникают проблемы по  взаимодействию с людьми, выстраиванию отношений, дело­вому общению, основам конф­ликтологии и др.

   Изучение уровня сформиро­ванное коммуникативной куль­туры показал, что у многих низкий коммуникативный уро­вень — это неумение выстраивать отношения, грамотно вести дело­вую беседу, презентовать себя и результаты своей деятельности, разрешать и предотвращать кон­фликтные ситуации, связанные с эмоциональным фоном взаимо­действия субъектов образователь­ного процесса, предугадывать ре­зультаты этого взаимодействия. Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение) озна­чает сообщение, связь одного с другим; сообщение (лингв.) или передача средствами языка. М. Ро­бер и Ф. Тильман рассматривают коммуникацию как процесс пе­редачи информации от отправи­теля к получателю. Теснейшим образом с этим понятием связа­но другое — общение, рассматри­ваемое как вид деятельности.

    Общение — процесс сложный и многогранный, в одно и то же время выступающий как про­цесс взаимодействия людей, информационный, взаимного переживания и влияния, отно­шений людей друг к другу.

Общение имеет сложную многокомпонентную структуру.

Общение может быть пред­ставлено структурно:

 содержание (передача инфор­мации, восприятие друг дру­га, взаимооценка, взаимовли­яние партнеров, взаимодей­ствие, управление групповой деятельностью);

 функции: инструментальная (социальный механизм управ­ления и передачи управле­ния), синдикативная (средство объединения людей), самовы­ражения (форма взаимопони­мания, психологического кон­текста), трансляционная (пере­дача конкретных способов деятельности, ее оценок), экс­прессивная (взаимопонима­ние переживаний и эмоцио­нальных состояний), социаль­ного контроля (регламентация поведения), социализации (формирование навыков вза­имодействия в обществе);

 стиль как индивидуально-ти­пологическая особенность вза­имодействия людей (творчес­кий, дружеский, заигрывающий, популистский, дистанционный, подавляющий, требовательный, деловой, позиционный);

 манера общения: тон (взвол­нованный, спокойный), пове­дение (сдержанность, неуве­ренность), дистанция (интим­ная, личная, социальная).       Выделяются два типа обще­ния — личностное и ролевое. Лич­ностное общение характеризует­ся открытостью намерений, моти­вов, мнений (разговор по душам). В процессе ролевого общения каж­дый из нас выступает носителем определенной социальной катего­рии (начальник — подчиненный, педагог — обучающийся и т.д.). Роли служат нам, усиливая спо­собность предвидеть возможные поступки окружающих людей и выбирать ответную форму соб­ственного поведения. Исполнение социальной роли должно соответ­ствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружаю­щих независимо от индивидуаль­ных особенностей личности.

Социальная роль — социальная функция, модель поведения, объективно заданная социаль­ной позицией личности в сис­теме общественных или меж­личностных отношений. Основ­ные положения теории ролей были сформулированы амери­канским социальным психоло­гом Дж. Мидом (1863—1931) и антропологом Р. Линтоном (1893—1953). Чем определеннее модели поведения, тем ярче мо­гут просматриваться «целостные системы идей и чувств», которые, в свою очередь, представляют со­стояния «Я» (Эго). Э. Берн, разра­батывая теорию «трансактного» (трансакционного) анализа, вы­делил три типа состояний: «Я — родитель», «Я — взрослый», «Я — ребенок» (Р—В—Ре).

Каждый из нас — носитель черт, присущих всем трем состояниям, но соотношение их разное. Роди­тель — активен; воздействует, «вы­полняя функции совести». Взрос­лый — объективно самооценивает происходящее, соотносит «воз­можности и вероятности на осно­ве прошлого опыта». Ребенок — чувствует, мыслит, действует, гово­рит и реагирует точно так же, как это делал в детстве.

Перечисленные роли обнару­живаются в процессе общения. Состояния «Я», по мнению Э.Берна, — это «нормальные физиологические феномены». Человеческий мозг «организует психическую жизнь», продукты деятельности мозга хранятся в виде состояния «Я»:

 «ребенок» — «это источник интуиции, творчества, спонтан­ных побуждений и радости»;

 «взрослый» — это человек, перерабатывающий информа­цию и вычисляющий вероятно­сти, «которые надо знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром»;

 «родитель» осуществляет две основные функции: во-пер­вых, эффективно «играть роль родителя своих детей», обеспе­чивая выживание человеческого рода, а во-вторых, благодаря «ро­дителю» многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу вре­мени и энергии.

   Каждое из состояний заслу­живает уважения, потому что по- своему «делает жизнь человека полноценной и плодотворной».

   Деловое общение рассматрива­ется как один из видов деятельно­сти современного человека, педа­гогического работника в первую очередь, а значит, профессионализм и компетентность выступают критериями оценки ее результа­тов. Основой эффективного де­лового общения служит ком­муникативная компетентность, включающая в себя способности:

 -понимать самого себя, иметь знания о собственных моти­вах, возможностях в сфере общения;

 -понимать других людей, уметь понимать мотивы, цели парт­неров по общению;

 -понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимая ситуацию общения, складывающиеся в процессе об­щения отношения; обладать знаниями о «помехах» взаи­мопонимания людьми друг друга;

 -прогнозировать межличност­ные события: обладать знани­ями о приемах общения, спо­собах исключения помех вза­имопонимания.

   Коммуникативная компетент­ность педагогического работни­ка определяется умениями:

 -ориентироваться в законо­мерностях поведения челове­ка и группы;

— формировать свой личный авторитет;

 =вырабатывать свой стиль ру­ководства, взаимоотношений;

 =влиять на людей, убеждать их;

 =организовать взаимодействие людей так, чтобы это привело к взаимной удовлетворенно­сти и эффективности совме­стной деятельности.     Современному педагогу пред­стоит осваивать все тонкости искусства общения, шаг за ша­гом приобретая коммуникатив­ную компетентность, которая позволит выйти на новый уро­вень межличностных взаимоот­ношений с коллегами, детьми, их родителями, социальными партнерами, представителями науки и государственной влас­ти, а это разные социальные подъязыки, разные стили обще­ния, разный имидж.

 

Опросник «Умеете ли Вы влиять на других?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

 1.Способны ли Вы предста­вить себя в роли актера или политического деятеля?

 2.Раздражают ли Вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

 3.Способны ли Вы разговари­вать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

4. Немедленно ли Вы реагиру­ете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного от­ношения к своей особе?

 5.Портится ли у Вас настрое­ние, когда кто-то добивается ус­пеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?

 6.Любите ли Вы делать что-то очень трудное, чтобы продемон­стрировать окружающим свои незаурядные возможности?

7. Могли бы Вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

 8. Любите ли Вы вести разме­ренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

 9. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы круг Ваших друзей был неизменным?

 10. Любите ли Вы менять обста­новку у себя дома или перестав­лять мебель?

 11. Любите ли Вы пробовать новые способы решения старых задач?

 12. Любите ли Вы дразнить слишком самоуверенных и за­носчивых людей?

 13..Любите ли Вы доказывать, что Ваш начальник или другой авторитет в чем-то не прав?

Ключ

За ответ «да» на вопросы 1, 3— 7, 11 — 13 и ответ «нет» на вопро­сы 8 и 9 поставьте себе по пять баллов; на остальные — ноль.

35—65 баллов — Вы человек, обладающий великолепными предпосылками, чтобы эффектив­но влиять на других, менять модели их поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В по­добного рода ситуациях Вы обыч­но чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не дол­жен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен де­лать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их с тем, чтобы они лучше чувствовали себя в окружа­ющей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль от­ношений, по Вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены да­ром убеждать окружающих в своей правоте. Однако Вам надо быть очень осторожным, чтобы Ваша позиция не стала чрезмерно агрес­сивной. В этом случае Вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.

34 балла и меньше — хотя Вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих удается далеко не всегда. Вы считаете, что Ваша жизнь и жизнь окружающих дол­жны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход её должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать через силу.  При этом Вы часто бываете слиш­ком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели и часто ока­зываясь неправильно понятым.

 

Опросник «Трансактный анализ общения»

Работая с данной методикой, Вы можете определить свое соотно­шение трех состояний: «я — ребенок», «я — родитель», «я —взрослый».

Вы оцениваете свое отношение к предложенному высказыва­нию, используя девятибалльную систему.

1.Мне порой не хватает выдержки

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3. Родители как более зрелые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях

5. Меня провести нелегко

6. Мне бы понравилось быть воспитателем

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящее

9.  Каждый должен выполнять свой долг

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется

11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

12.Младшее поколение должно учиться у старших

13. Я как и многие люди бываю обидчив

14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей

16. Я — увлекающийся человек

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность

18. Мои взгляды непоколебимы

19. Бывает, что я уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны

21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств

 

Ключ

«Родитель» — сумма утверждений № 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

«Взрослый» — сумма № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

«Ребенок» — сумма № 1,4, 7, 10, 13, 16, 19.

 

Литература: Фадеева Е.И. Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности. Журнал «Управление ДУ» №10 2012

 

 

 

                        Педагог- психолог  Гришкевич О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.