Консультация для родителей

Развитие речи вашего ребенка 

 Сегодня мы поговорим о речевом развитии ребенка. Как его ускорить и сделать этот процесс обучения интересным и увлекательным для малыша. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать окружающий мир.

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка- это бесконтрольно пустить все на самотек. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и посмотрим с чего все начинать.

 

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Ими было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Для тренировки могут быть использованы различные задания: конструирование из кубиков, складывание пирамид, перекладывание из одной коробки в другую карандашей, пуговиц, крупы, счетных палочек, спичек, активная и пассивная гимнастика для пальцев рук, массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги, поглаживание  и разминание кистей рук, пальцев.

В более позднем возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровки.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы  он  заговорил, ему  необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых.

Существует много приемов, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь.

Всякое общение с ребенком должно сопровождаться речью.

В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное значение имеет речь мамы.

Мама для ребенка- источник жизни, любви, ласки, положительных эмоций. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.

Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.

Пребывание ребенка в коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делиться своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать голос взрослого, но и  видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития  понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, но и получил его в руки.

Одним из приемов развития детской речи является рассказывание. Он очень нравится детям. Рассказывают  детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Для лучшего восприятия детьми стихов, сказок, рассказов рекомендуется говорить наизусть. Необходимо, чтобы дети, слушая взрослого, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам взрослый должен видеть ребенка, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией ребенка.

Ничто не должно мешать ребенку слушать.

Рассматривание картинок— хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Поэтому рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Чтение детям книжек— является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравиться им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывать часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром— способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

Так же помогает развить речь ребенка многократное повторение речевого материала.

Игра- одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Дети дошкольного возраста много играют в детском саду, а также их нужно ориентировать на игровые действия и в домашней обстановке. В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр на улице, на кухне и т.д..

Игры по дороге в детский сад (из детского сада).

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д.. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

Игра «Веселый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

Игра «Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен  перечислить  виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым…)?  На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как  можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья; мясо, лук- это котлеты; торт, свечи- это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

Игра «Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый – незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

Игра «Живое предложение» можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется  одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по разному.

Например, задумано предложение ВЕСНОЙ РАСЦВЕЛИ ГОЛУБЫЕ ПОДСНЕЖНИКИ. В ходе игры предложение может звучать так: РАСЦВЕЛИ ГОЛУБЫЕ ПОДСНЕЖНИКИ ВЕСНОЙ. или ГОЛУБЫЕ ПОДСНЕЖНИКИ ВЕСНОЙ РАСЦВЕЛИ.  Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

Игра «Задом наперед».

Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

Игра «Лингвистическое домино».

На карточках (10см на 10см) написать короткие слова (вол, приз, рак, рис, пост, газ, ель, лад и т.д.) Играть по правилам домино.

Игра «Интеллектуальный теннис».

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому  с тем, чтобы он придумал к слову определение, например: море-синее, солнце-яркое; дождь-грибной.

Игры на кухне.

Игра «Вкусные словечки».

(по аналогии с игрой «Города»).

Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

Игра «Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- ананас, арбуз и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д.; Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д.

Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для  закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

В выходной день можно поиграть в  игру «Путаница» на закрепление слоговой структуры слова. Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.

Игра «Один-два».

Предложить ребенку  стать волшебником, превратить два слова в одно или  наоборот, например, большие глаза – большеглазый, длинный хвост – длиннохвостый и т.д.

С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру

«Наоборот». Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой- лес маленький, лес старый- лес молодой, лес зимний- лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Игры на развитие мелкой моторики рук.

Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом..

Игры с бельевыми прищепками.

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

Сухой бассейн.

На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

Лепка из теста.

При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих  задач, очень велик.

Игра «Ловкий зайчик».

Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Игра «Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку). Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

«Пройди, не задень».

Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

                                                                  Учитель- дефектолог : И.П. Хмелевская

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.