Игровой практикум: Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков посредством использования фольклора у воспитанников первой младшей группы».

Для педагогов  групп первого младшего возраста  был проведён игровой — практикум по теме: «Формирование культурно — гигиенических навыков посредством использования фольклора у воспитанников первой младшей группы». Игровой практикум подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории  Ширма Светлана Анатольевна.

Светлана Анатольевна обратила  внимание  педагогов на образовательные ситуации. Итак, образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания.

Есть разные типы образовательных ситуаций:

  • игровые (например, «Мы купаем нашу Таню», «Мы помогаем кукле Маше выздороветь» и т. п.) ;
  • практические (например, «Каждая ножка — в свой домик», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться», «Научим Неумейку мыть руки» и т. п.) ;
  • театрализованные (например, «Маша обедает» и т. п.) и др.

В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения.

Воспитатель направляет малышей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Организуя общение, воспитатель интегрирует познавательную и игровую деятельность детей. Необходимость интеграции диктуется тем, что процесс познания у детей младшего дошкольного возраста определяется практическими потребностями, включен в практическую результативную и игровую деятельность. К примеру, ситуация «Научим Неумейку мыть руки» используется не только как упражнение детей в мытье рук, она может быть использована и для решения других задач:

— обогащения представлений о предметах личной гигиены и их назначении (помочь Неумейке в выборе предметов для умывания) ;

— развития детской речи, знакомства с новыми литературными произведениями и иллюстрациями к ним (Неумейка вместе с детьми разучивает потешку про водичку; рассматривает картину «Мама купает ребенка») .

Для организации ситуаций не нужно специально собирать детей, сажать или ставить их около себя. Достаточно эмоционального обращения к детям. Необычность позиции взрослого — «играет с куклой» — привлекает детей.

Т. е. задача педагога — заинтересовать детей и эмоционально представить возникшую проблему, требующую решения включить детей в конкретное практическое действие. В качестве игрового персонажа лучше выбрать знакомого детям героя (куклу, мишку, кота). Для активизации эмоциональной сферы ребенка необходимо использовать сюрпризные моменты, песенки, потешки, прибаутки. Речь воспитателя, обращенная к детям, должна постоянно включать простые фольклорные формы. Все образовательные ситуации в младших группах обязательно носят игровой характер и строятся на положительном эмоциональном фоне. Для эффективного освоения программного содержания образовательные ситуации многократно повторяются с некоторым изменением и усложнением:

— включение новых предметов, более детальное их рассматривание;

— переход инициативы от взрослого к ребенку;

— переход от индивидуального общения со взрослым и использования неречевых средств (мимика, жест, действие и пр.) к собственно речевому общению не только со взрослым, но и со сверстниками.

Т. е. сначала показываем, как правильно действовать в той или иной ситуации (наглядный пример воспитателя — например, как сделать «мыльные перчатки», затем организуем ситуацию с активным участием детей (дети помогают правильно выполнить действие, т. к. игровой персонаж «не знает» или «затрудняется») Организация проблемно — игровых ситуаций обеспечивает накопление личного опыта поведения. Мы учим детей умываться. А ведь умывание — это труд, такая деятельность, в которой тоже формируется личность. Поэтому необходимо целенаправленно формировать указанную деятельность, показывая всю систему компонентов. Сейчас мы рассмотрим с вами ситуацию с активным участием детей. Цель данной ситуации — способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт) ; осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства. принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно — игровой ситуации. Далее педагог конструирует данную образовательную ситуацию. В разных вариациях ситуации по обучению мытью рук, умыванию задаются детям в течение того времени, пока не произойдет прочного формирования навыка.

Затем предлагается усложнение ситуаций — от решения проблемы с нарушением одного компонента до нарушений нескольких компонентов.

Например, создать ситуацию: Нет воды в кране. Что делать? Может быть, сесть за стол и не мыть руки? (Заранее приготовлены лейка и ведро с водой.)

* Нет мыла. Можно вымыть руки без мыла? Почему нельзя? (Без мыла не будут руки чистыми, не сделать белые перчатки.)

* Вместо мыла положены деревянные кусочки. Интересно, заметят ли дети подмену, потребуют ли мыло?

* Это может быть дидактическая игра с картинками, предполагающая задания: разложить их в определенной последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, мыльные перчатки; отжать воду с рук — замочек; вытереть -полотенце). На этапе всего дошкольного детства необходимо активно привлекать родителей к гигиеническому воспитанию детей, так как часть гигиенических навыков у детей формируется в семье. Поэтому важно рекомендовать родителям целесообразное содержание детской деятельности дома, предоставление ребенку возможности умываться, мыть руки самостоятельно или же с минимальной помощью со стороны взрослых; поощрение детской умелости, особенно желания вымыть руки, если они испачкались; развитие элементарного самоконтроля. Для того, чтобы ребенок с желанием участвовал в гигиенических процедурах порекомендовать родителям использовать элементы устного народного творчества. (Педагог презентует сборник «Использование устного народного творчества при формировании у детей культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания») . Предлагает педагогам вспомнить потешки, которые они используют, например, во время умывания. (Педагоги называют потешки.) В заключении хочется еще раз напомнить, что следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье.

Фотогалерею смотрите в рубрике: Фото  и Видео

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.