Консультация для родителей: «Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольника».

Дети, обучающиеся в речевых группах, отличаются, как правило,  неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие,   необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии внимательно слушать на занятии? С помощью каких средств зажечь интерес в его глазах?

В своей работе я руководствуюсь словами великого Сократа: « Не насиловать душу ребенка, а вести его за собой». Но вести радостно, светло, без принуждения.

Составляя коррекционные программы для своих воспитанников, я ориентируюсь на индивидуальные особенности и потенциальные возможности. Я четко определила для себя, что основой любых достижений является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния и положительная мотивация. Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова « ты должен», « надо», заменив их на выражение « давай поиграем!»

Я в своей деятельности широко использую возможности дидактических игр, как фабричного изготовления, так и самодельных.

Это игры на развитие связной речи: «Расскажи о животном» ( составление рассказа по плану), « Рисуем картинку» ( составление рассказа по опорным словам). Игры на формирование лексики и словарного запаса: «Варим щи», «Магазин», «Гномики», «Вывески города», «Поиграем в профессию».  Игры на формирование звуковой культуры речи: «Паровозики», «Рыбалка», «Кот — наоборот». Игры на развитие орфографической зоркости: « Письмо с ошибками», « Исправь ошибку».

Опыт работы показал, что подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют логопедические занятия, делают их веселыми и интересными, вносят определенный соревновательный элемент, что повышает мотивацию к занятиям с логопедом.

Наиболее эффективной формой развития и поддержания интереса считаю кукольный театр, его различные виды. Применение кукольного театра в логопедической работе усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу. Однако в области коррекционного обучения театральная деятельность детей — наименее разработанное направление, тогда как эффективность его очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные и психолого- педагогические исследования.

Стопроцентный коррекционный эффект от занятия как говорилось выше, можно получить только на положительном эмоциональном фоне. Организационный момент- это та часть занятия, в которой задается эмоциональный фон. Она должна содержать сюрпризный или игровой момент. Все положительные эмоции, которые вложены в организационный момент,  вернутся в ходе занятия.

В речевой работе важно отрабатывать не только чистоту произношения, но и интонационную выразительность речи.

Большим интересом у детей пользуются диалоги животных Н.И. Сладкова. Например:

— Эй, волк, чего ты хмурый такой?

— От голода.

— И ребра торчат, выпирают.

— От голода.

— А воешь чего?

— От голода.

— Вот и говори с тобой. Заладил, как сорока, от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой не разговорчивый?

— От голода.

Загадки не случайно стали использоваться при коррекции  системного нарушения речи. Загадка- это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки.

Загадки — особый, веселый, интересный и загадочный мир. В древне русском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируют процессы анализа и синтеза, сравнения, сопоставления. У детей развивается достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти.

В моей логопедической работе загадки находят широкое применение. Так на подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения и формирования фонематического слуха включаются загадки, которые помогают ребенку в отгадке четко и правильно произносить поставленные звуки, контролировать свое звукопроизношение, а затем определять место заданного звука в словах- отгадках. Прежде всего это традиционные загадки и загадки по типу « Доскажи словечко»

Формирование аналитико- синтетической деятельности происходит с применением загадок- ребусов, в которых отгадка « зашифрована», и ее можно увидеть в комбинации фигур, букв, символов или знаков. С этой же целью уместно использовать загадки типа «Составь слово», всевозможные шарады, «загадки- путаницы».

Но при традиционном применении даже такого интересного вида работы,  как загадка может  «притупиться»  интерес детей.

Актуальной проблемой в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, является развитие связной речи. Наличие этой коммуникативной функции способствует формированию полноценной личности, психологической комфортности в коллективе. В классической логопедической литературе процесс развития связной речи основывается на репродуктивной деятельности воспитанника. Многократное воспроизведение информации способствует запоминанию речевого высказывания и формирует навык связного словесного общения, но не стимулирует познавательной активности и развития целенаправленной речевой деятельности. Поэтому остро встает проблема применения приемов, стимулирующих речевую активность.

Одним из таких приемов, создающих ситуацию, которая  стимулирует  потребность ребенка в речевых высказываниях, является упражнение « составь целое из частей». Мною изготовлено большое количество наборов подобного вида. Например: к иллюстрации сказке « Маша и медведь» предлагаются такие задания:

— Составь картинку целиком из пяти частей.

— К какой она сказке?

— Какой был медведь? (большой, бурый, неуклюжий)

— Какая была Маша? ( умная, догадливая)

— В чем сидит Маша?

— Назовите 1 звук в этом слове?

— Назовите другие слова с этим звуком.

Яркость, красочность зрительных образов поддерживают неподдельный интерес ребенка к работе и формируют навыки связных высказываний.

И, конечно, дети с большим интересом воспринимают необходимость самомассажа, если он предлагается в форме игры. Мы делаем его с помощью куклы-солнышка. Логопед с надетой на руку куклой обращается к детям со словами:

-Солнечный лучик заглянул тебе  в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями на  лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, руки. Он забрался за шиворот, погладь его там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

Без тесного сотрудничества с родителями, без их заинтересованности в результатах логопедической работы трудно добиться положительной мотивации к обучению и у детей. Поэтому взаимодействие с родителями, считаю одним из важнейших направлений в коррекционной работе. В начале учебного года стараюсь как можно больше узнать о ребенке и его семье, его речевом развитии. С самого начала пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для них советчиком и помощником. На первом родительском собрании рассказываю о том, чем будем заниматься в  течение учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. Использую в работе с родителями следующие формы: индивидуальные консультации, информационные стенды, папки- передвижки. Использование перечисленных средств, приемов на логопедических занятиях повышает учебную мотивацию, позволяет учащимися легко усваивать изучаемый материал, вносит элемент занимательности, реализует игровые моменты, дает возможность удерживать внимание детей на протяжении всего занятия.

 

Источник:  журнал « Малышок».

Подготовила учитель-дефектолог Зеленеева О.И.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.