Консультация: «Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников».

    Двигательное  умение – способность  неавтоматизиронно  управлять движениями. В процессе физического воспитания приобретаются двигательные умения двух видов: умение выполнять отдельные движения различной сложности и умение осуществлять целостную двигательную деятельность.

Умения выполнять отдельные движения переходят в навыки.

Умение осуществлять целостную двигательную деятельность связано с необходимостью решать неожиданно возникающие двигательные задачи в сложных, меняющихся условиях (игровая ситуация). Такая двигательная деятельность всегда осознается и не может быть стандартной. Эти умения не переходят в навыки. Определяющей чертой таких умений всегда будет творческое применение заученных действий.

    Двигательный   навык – автоматизированный способ управления движениями. К образованию навыка приводит многократное стереотипное повторение движения. Это происходит в тех случаях, когда при повторении не вносится существенных изменений в структуру движений и оно выполняется в одних и тех же условиях. При стереотипном повторении движение постепенно становится привычным: всё меньше приходится думать над тем, как выполнить ту или иную его часть. Постепенно движение автоматизируется. Автоматизация – это главная черта навыка. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль. С образованием навыка больше уделяется  внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение. Особенно ярко это выражается в подвижных играх. Автоматизация движений расширяет возможности их применения.

Как формировать у самых маленьких воспитанников основные умения и навыки?  Как сделать для них занятия  физической культурой интересными, воспитывающими привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями в будущем?

К детям 3-4 лет нужен особый подход. Физкультурные занятия должны быть д ля них радостным моментом и переживанием. Физкультура будет содействовать формированию главных умений и навыков лишь в том случае, если ребёнок на занятии будет чувствовать себя защищённым, уверенным в себе, в своих силах и возможностях, когда каждое движение станет приносить ему радость и удовлетворение. И тогда он будет стремиться к выполнению новых движений , упражнений с усложнениями.

Двигательная сфера таковых воспитанников будет обогащаться не только автоматизированными навыкам, но и разносторонними умениями с применением соответствующих навыков в их сочетании. Именно такое многообразие умений содержит в себе физическая культура и спорт, особенно если речь идёт об игровых видах.

Успешность усвоения знаний, приобретения умений и навыков напрямую зависит от того, как организуется процесс воспитания и формирования этих возможностей.

На занятиях по физической культуре чаще всего используются игровые методы для достижения поставленной цели.  Игровой метод с применением сюжета является видом физкультурной деятельности, называемым досугом или развлечением.  Игровая форма занятия  является наилучшим средством для формирования умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метение, лазанье и т.д.) для второй  младшей группы учреждения дошкольного образования.

Данная методика позволяет в кратчайшее время и с лучшими показателями  достигать хороших результатов при формировании умений, укрепления здоровья и воспитания правильного характера.

Ниже предлагается один  из сценариев осеннего досуга.  Данные подвижные игры могут быть использованы родителями и детьми для их домашнего досуга.

«У медведя во бору»

(развлечение для воспитанников второй младшей группы)

Ход развлечения:

Вед. Дети, отгадайте загадки!

Они с ёлки падают,

Всех детишек радуют.

В лес заглянем к Мишке,

Соберём мы …..(шишки).

 Под берёзкой и осинкой

Не ходи с пустой корзинкой.

Там в лесочке, где дубочки,

Выросли кругом …. (грибочки)

Загадки вы отгадали правильно.  Ребята, к нам  пришло письмо из леса от  Медведя. Он живёт в лесном бору и приглашает всех нас в гости.

 

Игровое упражнение «К Мишке за грибами»

К Мишке в гости по дорожке      ходьба обычная врассыпную в одном  направлении.

Наши ножки в лес пойдут.           ходьба на носках.

Мы берём свои лукошки              ходьба на пятках как «мишки».

Грибов дети наберут.

На грибочки посмотреть           ходьба  на слегка согнутых ногах приставными                              

    Пригласил   нас сам Медведь.   шагами влево и вправо, руки держать у лба как  

                                                          «козырёк» и высматривать грибы.

    Мы пойдём через бурелом,        ходьба, переступая канат, сложенный зигзагом.

Попадём мы к Мишке в дом

Там  в лесном бору шагаем,           перешагивание пеньков.

И пеньки переступаем.

Наклоняемся под ветками,            прохождение сквозь обруч в полуприсяде.

Под паутиновыми сетками.

Долго, коротко ли шли,            лёгкий бег, ходьба, остановка.

     Наконец грибы нашли.

Тут и Мишка зарычал                выход Медведя.

Рад, что деток повстречал.

Мишка:  Здравствуйте, дети. Я вас долго ожидаю и без вас грибы не собираю. Места здесь грибные, но  растут грибы съедобные и несъедобные, ядовитые .  Давайте мы соберём только хорошие грибы.

Белый гриб кладём в корзинку,

Мухомор не будем брать.

На полянке и в ложбинке

Мы грибы идём искать.

Игра «Белые грибы и мухоморы»

Описание:  В качестве грибов используются картонные кружочки: белый гриб- коричневый, мухомор- красный с белыми крапинками. Можно добавить личики – жёлтые и оранжевые. Детям нужно объяснить, что мухоморы собирать нельзя, а остальные можно.

По сигналу все дети собирают по 2 гриба. Затем проводятся общеразвивающие упражнения с «грибами»  по выбору руководителя. Упражнения проводит Медведь.

После этого Мишка проводит с детьми «Грибные забеги». Соревнуются по двое, в руках у каждого — грибы. Через 5-6 м. стоят по 2 ведёрка. По сигналу двое детей добегают к свои ведёркам, кладут в них грибы и поднимают руки вверх.  Медведь хвалит ребят за то, что они быстро бегают.

Станем дальше мы играть,

Шишки в ёлочку бросать!

Дети берут шишки и перебрасывают их через сетку или натянутую впереди верёвку. Расстояние до сетки – 2 м, высота – 1м. После того, как они выполнят броски правой и левой рукой, начинается игра «У медведя во бору».

Описание:  Верёвка опускается до высоты15-20 см. от пола, дети  переступают её и начинают искать свои брошенные шишки под текст:

У медведя во бору

Шишки я себе беру,

Мишка хмурится, не спит

Очень сильно он рычит!

Как только дети найдут  по две шишки, они возвращаются обратно спокойным шагом и, переступая верёвку, готовятся к следующим броскам. Игра проводится 3 раза.

Мишка:   Как бы ни было приятно,

Но пора идти обратно.

Погостили вы у Мишки

Собирали грибы, шишки.

Дома вы грибы сушите

И солите, и варите.

В игры весело играйте,

Мишку  долго вспоминайте.

Дети прощаются с Мишкой и  «уходят домой». А дома они играют в игру «Солнышко и дождик».

Описание: Дети идут по кругу, взявшись за руки,  и повторяют слова:

Тучки в небе хмурятся,       после этих слов они поворачиваются кругом, отпустив                             

  Дождь идёт на улице         рук, и произносят дальше

Выглянем в оконце-

Засветило солнце!

Раз, два, три – раз, два, три,

Солнышко, на нас смотри!    с  этими словами дети расходятся, хлопая в ладоши.

По команде «дождик» все вновь становятся в круг и продолжают играть.

Подведение итогов: Ведущий напоминает воспитанникам как и во что они играли  и чему научились.

Сентябрь  2016 год                                                   Руководитель физического воспитания Ю.В. Евтухович

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.