Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности
деловая игра с педагогами
Реализация намеченных стратегических планов и поставленных перед современной системой образования задач подвластна педагогу новой формации.
Педагог сегодня, как и во все времена, — ключевая фигура. Он должен знать, уметь, быть готовым к решению сложнейших задач. Но очень часто у педагогов возникают проблемы по взаимодействию с людьми, выстраиванию отношений, деловому общению, основам конфликтологии и др.
Изучение уровня сформированное коммуникативной культуры показал, что у многих низкий коммуникативный уровень — это неумение выстраивать отношения, грамотно вести деловую беседу, презентовать себя и результаты своей деятельности, разрешать и предотвращать конфликтные ситуации, связанные с эмоциональным фоном взаимодействия субъектов образовательного процесса, предугадывать результаты этого взаимодействия. Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение) означает сообщение, связь одного с другим; сообщение (лингв.) или передача средствами языка. М. Робер и Ф. Тильман рассматривают коммуникацию как процесс передачи информации от отправителя к получателю. Теснейшим образом с этим понятием связано другое — общение, рассматриваемое как вид деятельности.
Общение — процесс сложный и многогранный, в одно и то же время выступающий как процесс взаимодействия людей, информационный, взаимного переживания и влияния, отношений людей друг к другу.
Общение имеет сложную многокомпонентную структуру.
Общение может быть представлено структурно:
содержание (передача информации, восприятие друг друга, взаимооценка, взаимовлияние партнеров, взаимодействие, управление групповой деятельностью);
функции: инструментальная (социальный механизм управления и передачи управления), синдикативная (средство объединения людей), самовыражения (форма взаимопонимания, психологического контекста), трансляционная (передача конкретных способов деятельности, ее оценок), экспрессивная (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентация поведения), социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
стиль как индивидуально-типологическая особенность взаимодействия людей (творческий, дружеский, заигрывающий, популистский, дистанционный, подавляющий, требовательный, деловой, позиционный);
манера общения: тон (взволнованный, спокойный), поведение (сдержанность, неуверенность), дистанция (интимная, личная, социальная). Выделяются два типа общения — личностное и ролевое. Личностное общение характеризуется открытостью намерений, мотивов, мнений (разговор по душам). В процессе ролевого общения каждый из нас выступает носителем определенной социальной категории (начальник — подчиненный, педагог — обучающийся и т.д.). Роли служат нам, усиливая способность предвидеть возможные поступки окружающих людей и выбирать ответную форму собственного поведения. Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих независимо от индивидуальных особенностей личности.
Социальная роль — социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Основные положения теории ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом (1863—1931) и антропологом Р. Линтоном (1893—1953). Чем определеннее модели поведения, тем ярче могут просматриваться «целостные системы идей и чувств», которые, в свою очередь, представляют состояния «Я» (Эго). Э. Берн, разрабатывая теорию «трансактного» (трансакционного) анализа, выделил три типа состояний: «Я — родитель», «Я — взрослый», «Я — ребенок» (Р—В—Ре).
Каждый из нас — носитель черт, присущих всем трем состояниям, но соотношение их разное. Родитель — активен; воздействует, «выполняя функции совести». Взрослый — объективно самооценивает происходящее, соотносит «возможности и вероятности на основе прошлого опыта». Ребенок — чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве.
Перечисленные роли обнаруживаются в процессе общения. Состояния «Я», по мнению Э.Берна, — это «нормальные физиологические феномены». Человеческий мозг «организует психическую жизнь», продукты деятельности мозга хранятся в виде состояния «Я»:
«ребенок» — «это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости»;
«взрослый» — это человек, перерабатывающий информацию и вычисляющий вероятности, «которые надо знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром»;
«родитель» осуществляет две основные функции: во-первых, эффективно «играть роль родителя своих детей», обеспечивая выживание человеческого рода, а во-вторых, благодаря «родителю» многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии.
Каждое из состояний заслуживает уважения, потому что по- своему «делает жизнь человека полноценной и плодотворной».
Деловое общение рассматривается как один из видов деятельности современного человека, педагогического работника в первую очередь, а значит, профессионализм и компетентность выступают критериями оценки ее результатов. Основой эффективного делового общения служит коммуникативная компетентность, включающая в себя способности:
-понимать самого себя, иметь знания о собственных мотивах, возможностях в сфере общения;
-понимать других людей, уметь понимать мотивы, цели партнеров по общению;
-понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимая ситуацию общения, складывающиеся в процессе общения отношения; обладать знаниями о «помехах» взаимопонимания людьми друг друга;
-прогнозировать межличностные события: обладать знаниями о приемах общения, способах исключения помех взаимопонимания.
Коммуникативная компетентность педагогического работника определяется умениями:
-ориентироваться в закономерностях поведения человека и группы;
— формировать свой личный авторитет;
=вырабатывать свой стиль руководства, взаимоотношений;
=влиять на людей, убеждать их;
=организовать взаимодействие людей так, чтобы это привело к взаимной удовлетворенности и эффективности совместной деятельности. Современному педагогу предстоит осваивать все тонкости искусства общения, шаг за шагом приобретая коммуникативную компетентность, которая позволит выйти на новый уровень межличностных взаимоотношений с коллегами, детьми, их родителями, социальными партнерами, представителями науки и государственной власти, а это разные социальные подъязыки, разные стили общения, разный имидж.
Опросник «Умеете ли Вы влиять на других?»
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1.Способны ли Вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
2.Раздражают ли Вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
3.Способны ли Вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
4. Немедленно ли Вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
5.Портится ли у Вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?
6.Любите ли Вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
7. Могли бы Вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
8. Любите ли Вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
9. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы круг Ваших друзей был неизменным?
10. Любите ли Вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?
11. Любите ли Вы пробовать новые способы решения старых задач?
12. Любите ли Вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
13..Любите ли Вы доказывать, что Ваш начальник или другой авторитет в чем-то не прав?
Ключ
За ответ «да» на вопросы 1, 3— 7, 11 — 13 и ответ «нет» на вопросы 8 и 9 поставьте себе по пять баллов; на остальные — ноль.
35—65 баллов — Вы человек, обладающий великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять модели их поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях Вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их с тем, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по Вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако Вам надо быть очень осторожным, чтобы Ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае Вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
34 балла и меньше — хотя Вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих удается далеко не всегда. Вы считаете, что Ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход её должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать через силу. При этом Вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели и часто оказываясь неправильно понятым.
Опросник «Трансактный анализ общения»
Работая с данной методикой, Вы можете определить свое соотношение трех состояний: «я — ребенок», «я — родитель», «я —взрослый».
Вы оцениваете свое отношение к предложенному высказыванию, используя девятибалльную систему.
1.Мне порой не хватает выдержки
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять
3. Родители как более зрелые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях
5. Меня провести нелегко
6. Мне бы понравилось быть воспитателем
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящее
9. Каждый должен выполнять свой долг
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется
11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия
12.Младшее поколение должно учиться у старших
13. Я как и многие люди бываю обидчив
14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей
16. Я — увлекающийся человек
17. Мой основной критерий оценки человека — объективность
18. Мои взгляды непоколебимы
19. Бывает, что я уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны
21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств
Ключ
«Родитель» — сумма утверждений № 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
«Взрослый» — сумма № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
«Ребенок» — сумма № 1,4, 7, 10, 13, 16, 19.
Литература: Фадеева Е.И. Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности. Журнал «Управление ДУ» №10 2012
Педагог- психолог Гришкевич О.В.