Интонационная теория музыки в практике музыкального воспитания детей
Музыку называют искусством духовно-нравственных состояний. Так В.В. Медушевский, музыковед, педагог, исследователь способов выражения духовной жизни человека в музыке, подчёркивал, что в музыкальной интонации « спрятан» живой человек. Стремление понять специфику музыки, сделать её достоянием каждого человека было характерно для различных исторических эпох.
Интонационная теория Асафьева – ярчайший образец, как бы теперь сказали, практико-ориентированной науки.
Трудно назвать отрасль музыкальной науки, где бы не реализовались идеи Б.В.Асафьева. перечислим лишь самые существенные из них:
· Музыкальная социология (Б.Л.Яворский, А.Н.Сохор);
· Музыковедение (В.А.Васина-Гроссман, С.М.Хентова);
· Музыкальная педагогика (Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Л.В. Школяр);
· Музыкальная психология (Б.М.Теплов, В.И.Петрушин, Е.В.Назайкинский, К.В.Тарасова).
Учёный рассматривал музыку как искусство интонируемого смысла. Восприятие музыка – это поиск смысла звучащих интонаций, т.е. мыслительный процесс. А сущность музыкального мышления Асафьев определяет как проникновение в диалектику связей формы и содержания музыкального произведения. Становление музыкального мышления особенно активно происходит на 7-м году жизни ребёнка, но происходит очень своеобразно. Когда мелодические интонации становятся доступными детям, запоминаются и воспроизводятся ими, то процесс музыкального восприятия меняется.
Интонация это символ, который закрепился в общественном сознании: интонация плача, причитания (нисходящий, повторяющийся оборот), романсовая интонация (широкий ход, охватывающий 1 и 6-ой звуки,-секста), маршевая интонация (восходящий активный мотив – кварта) ит.д. Музыкальная эстетика рассматривает символ как художественный образ.
Музыкальное восприятие – это, активный, творческий процесс. В музыкальных интонациях передаётся эмоциональное содержание музыки.
Музыка- интонационная ткань культуры, интонационная (интонационно-звуковая) объективация и осуществление её смыслового напряжения и динамики, её смысловой сути и конкретного смыслового богатства в звуках.
Ещё в 30-40-е годы прошлого века, когда создавался фонд песенной классики для детей, Н.А.Метлов неоднократно подчёркивал, что художественность – главный принцип при сочинении музыки для дошкольников. Сегодня принцип художественности и естественности нарушается. Мы можем слушать мелодии детских песен, лишённые выразительных интонаций, безликие интонационные обороты, что резко отрицательно сказывается не только на музыкальных интересах детей, но и на музыкальности в целом. Падает уровень музыкального мышления, музыкальной памяти. Песенная интонация должна говорить с ребёнком. Например «Вот какой хороший, добрый Дед Мороз», «Падают, падают листья, в нашем саду листопад» и т.д.
Следующий аспект проблемы интонационного окружения детей – как звучит музыка. Известно, что жизнь музыкального произведения – это триада: композитор создаёт музыкальное произведение, исполнитель даёт ему жизнь через интерпретацию, а слушатель воспринимает художественный образ в звуках. При отсутствии любого из звеньев жизнь музыкального произведения нарушается. Кроме того, сегодня мы сталкиваемся с современной классикой, что чаще всего сводится к аранжировке на синтезаторе. Но он не даёт такого интонирования, как рояль. Доказано, что живой звук обладает особой силой воздействия, причём воздействия не только эмоционального, но и акустического. Происходит биорезонансная сочетаемость отдельных звуков с вибрациями отдельных органов и даже систем организма (С.В.Шушарджан, В.И.Петрушевский).
Музыкальное восприятие – это прежде всего постижение музыкальной интонации, сопереживание чувствам и эмоциям, которые композитор вложил в музыкальную ткань. На интонационный опыт детей оказывают влияние вкусовые пристрастия семьи – братьев, сестёр, родителей – и, конечно средств массовой информации.
Результаты развития дошкольников в живом интонационном пространстве мы видим следующие:
· приобретение интонационного опыта общения с художественными музыкальными произведениями;
· ценностное отношение к музыкальному искусству;
· нравственно-эстетическое становление личности ребёнка-дошкольник.
Муз. рук. М.В. Пузанова