РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Игра обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, дети более эмоциональны.

Купание, игры и развлечения на воде, плавание — прекрасный источник закаливания и укрепления здоровья детей. Кратковременные мышечные нагрузки, соответствующие физическим возможностям детей, чередуясь с частым отдыхом, оказывают положительное влияние на развитие сердечно­-сосудистой системы.

Плавательные движения способствуют формированию правильной осанки, предупреждают развитие плоскостопия.

Игры и развлечения на воде вызывают у детей положительные эмоции и  имеют огромное  воспитательное  значение.  Они  создают условия  для 3 воспитания  смелости,  дисциплинированности,  умения  подчинить     страх своей воле, проявить ее при выполнении задания.

Для того, чтобы ребенок преодолел страх в работе используются сюжеты знакомых сказок, речевок, стихотворений. Дети входят в образ, забывая о воде, о страхе и постепенно от занятия к занятию читают, рассказывают сами речевки.

Затем все знакомые персонажи соединяю, проверяя знания детей и полученный навык. Такой прием в работе интересен детям, ускоряет преодоление чувства страха и повышает уровень плавательной подготовленности.

Участие ребят в игре способствует повышению эмоциональности купания, совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры.

Игры и развлечения широко используются при проведении водных праздников, досугов, соревнований.

Разнообразие игрового материала, включающего элементы нескольких водных видов спорта, дает возможность детям освоиться с водой, попробовать свои силы и почувствовать уверенность в себе.

Эффективность учебно-воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом.

Для того чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием работы и отдыха, определенной периодичностью занятий умственного характера и физических упражнений, игр и развлечений.

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении,

получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что касается им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

Праздники, досуги, дни здоровья являются важным компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями способствует расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению организма.

Участие ребят в игре способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, выносливость и др.) и морально-волевых (активность, самостоятельность, инициатива, дисциплина и др.) качеств; выработке умения взаимодействовать в команде; воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Немаловажную роль в обучении детей умения плавать имеют игры у воды, на воде, под водой. Каждый вид игры имеет специфическое значение, направлен на развитие определенных умений и навыков в плавании.

 

Развитие эмоциональности у детей посредством сюжетных  занятий по плаванию.

Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью развивается внимание, память, мышление, воображение, те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей.

Обучение детей плаванию в детском саду проводится в форме занятий с использованием игровых моментов во всех возрастных группах. Игра обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, дети более эмоциональны.

Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена на занятии. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений, изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми — непременно в игровой форме.

Продолжительность каждой игры определяется: типом занятия, задачами занятия в целом и каждой его части в отдельности; уровнем подготовленности занимающихся; условиями проведения игры.

Игры следует подбирать, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.

После определенного количества занятий необходимо дать детям какую — то эмоциональную разгрузку. Зная, что интерес у детей вызывает театр по сюжетам сказок, мы проводим досуги на воде с показа знакомых  детям сказок «Доктор Айболит», «Нептун на волшебном озере», «Встреча с героями пушкинских сказок» и др.

Дети с удовольствием выпутывались из различных ситуаций, получали заряд положительных эмоций, им было весело, интересно.

В игре должны учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.

Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.

В игре должны участвовать все занимающиеся.

Игра должна служить средством эмоционального воздействия.

В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.

В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.

В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.

Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, инвентарь и т. д.

Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.

Игры бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.

Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.

Не командные — участники не делятся на команды: каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.

Сюжетные игры — основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.

Бессюжетные основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?» и т. д.

По  направленности игры в воде делятся на основные группы:

1. Для ознакомления со свойствами воды.

2.   Для  совершенствования  отдельных  упражнений  и  элементов техники.

3.   Для ознакомления с элементами прикладного плавания.

4.   Для развития физических качеств.

5.   Для эмоционального воздействия.

Целесообразность и возможность проведения той или иной игры определяются:

  • Задачами каждого конкретного занятия.
  • Возрастом занимающихся.
  • Подготовленностью занимающихся,
  • Условиями проведения и т. д.

В процессе занятий плаванием с детьми дошкольного возраста могут применяться следующие типы занятий: учебный, учебно-игровой, игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный.

Игровые занятия содержат игры и развлечения. Задачи такого занятия могут быть самыми различными: изучение и совершенствование нового материала; проверка степени его освоения; эмоциональное воздействие и т. д. Однако нельзя исключать очень важное обстоятельство, которое в работе с дошкольниками может сыграть отрицательную роль в освоении навыков плавания: не следует увлекаться командными и даже сюжетными играми на самых первых занятиях, когда у детей различная степень плавательной подготовленности. Если совершенно неподготовленный к пребыванию в воде ребенок будет настойчиво вовлекаться в такого рода игры, а педагог не будет замечать шалости уже «опытных» детей (например, брызгание в лицо) то подобные вольности могут развить у ребенка от природы малыша водобоязнь. Сначала выполняются несложные упражнения, затем они повторяются в игровой форме, далее проводятся игры. Игровые занятия вариативны. Например, изучаются дыхание и скольжения: можно проводить игры, содержащие скольжения на груди, затем с преимущественными выдохами в воду и, наконец, преимущественно со скольжением на спине. В игровых, как и любых других занятиях выполнение упражнений на дыхание строго обязательно.

При проведении с детьми всех форм работы по физическому воспитанию, предусмотренных программой очень важно добиваться чтобы занятия приносили детям радость, чтобы у них появлялось желание самостоятельно организовать различные игры, выполнять движения лучше, красивее. С этой целью нужно шире включать в занятия и досуг детей игры -эстафеты. Дети проявляют большой интерес к играм — эстафетам.

Их увлекает разнообразие движений в одной игре, проплыть, пробежать, перелезть, подлезть, прыгнуть и т. д., соревновательный характер. Игры -эстафеты — это одна из разновидностей подвижных игр командного характера. В каждой игре — эстафете, в зависимости от ее сложности, содержаться три, пять, десять и более знакомых детям видов основных движений. Одновременно при проведении игры — эстафеты решается ряд задач — закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие ориентировки в пространстве, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, быстроты, координации движений. Для детей дошкольного возраста, основной вид деятельности — игра. Поэтому при составлении плана нужно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Каждая игра — это общение ребенка со взрослым и с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка — только в этом случае  игры будут полезны для развития ребенка.

 

               руководитель физического воспитания  по плаванию Кульгавчук И.В.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.