«Учимся говорить, играя!» (игры и упражнения,
направленные на развитие речи детей 5-го года жизни).
Ворчаньем наскучишь, примером научишь
(китайская пословица)
Уважаемые родители!
Современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка, а именно:
— говорить связно;
— полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения;
— без труда пересказывать рассказы и сказки;
— правильно произносить все звуки;
— легко воспроизводить многосложные слова;
— его словарный запас должен соответствовать возрастной норме;
Игры и упражнения, направленные на развитие речи детей:
Игры, упражнения на развитие звуковой культуры речи;
Игры, упражнения на развитие фонематического слуха:
1. Выделить определенный звук из ряда звуков (например, хлопком).
2.Определить звук в слове, когда звук выделяется голосом (с-с-с-анки) и не выделяется голосом («Скажи, есть ли в этом слове звук (ж): жаба»).
3.Объяснить значение слов (мишка-миска, кашка-каска и т.д.).
4. Подобрать слова на заданный звук.
5. Подобрать картинки, в названии которых есть определенный звук; название которых начинается на определенный звук; которые заканчиваются на определенный звук и т.д.
Игры, упражнения на развитие фонетического слуха:
1. Четко произнести слово, предложение в спокойном темпе и размеренном ритме.
2. Произнести слово по слогам, по звукам.
Игры, упражнения на развитие просодических компонентов речи (выразительность речи).
— работа над плавностью и напевностью речи (проговаривание стихотворений с распеванием гласных);
— работа над интонационной выразительностью речи (проговаривание загадок с заданной интонацией);
— воспитание шепотной речи;
— работа над темпом и ритмом речи (чтение стихотворений с одновременным отстукиванием);
Игры, упражнения на развитие речевого дыхания:
1 .Игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов, на одном выдохе.
2.Использование вертушки, бумажных игрушек и салфеток, ваты, воздушных шаров, мыльных пузырей.
Игры, упражнения на развитие словаря:
1 .Подобрать действия к предметам:
Поезд (что делает ? )- …, самолет (что делает ?)-… и т.д.
2. Подобрать как можно больше признаков к существительному:
Шуба (какая?) -…, шапка (какая?)-… и т.д.
3.Дидактическая игра « Назови одним словом.»
Чашка, кастрюля, тарелка, чайник- это…
Диван, кровать, тумбочка, кресло- это… и т.д.
3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Длинный -…
Большой -…
День -…
Широкий -… и т.д.
4. Дидактическая игра «У кого — кто?»
У собаки — …
У кошки — …
У лошади — …
У коровы — … и т.д.
5. Дидактическая игра «Угадай, кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий — …
Серый, зубастый, страшный-… и т.д.
7.Объяснить многозначность разных частей речи:
Ручка — …
Ножка — …
Гладить — …
Ходить — …
Новый — …
Сильный — … и т.д.
8. Дидактическая игра «Назови части предмета» (использование картинок).
Чайник- ручка носик, дно, крышка;
Стул- спинка, сиденье, ножки и т.д.
9. Называние профессий людей.
Игры, упражнения на развитие грамматического строя речи:
1. Дидактическая игра «Один-много» (образование множественного числа имен существительных).
Стол — столы, шкаф-…, нож -… и т.д.
2. Дидактическая игра «Чего нет?» (образование множественного числа имен существительных в родительном падеже).
Стул (без чего?)-….
3. Согласование частей речи.
(не вижу утят, котят, лисят….)
4. Дидактическая игра «Подбери предмет» (согласование имен прилагательных и имен существительных в роде и числе).
Красивая шуба — красивые шубы; красивый — …;красивое -…;
5. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными).
Одна морковка, две морковки… т.д.
6. Рассматривание картинок с проговариванием (употребление предлогов)
Мяч на шкафу, мяч под стулом, мяч в коробке, мяч между кубиками и т.д. 7.Чтение текстов с пропущенными предлогами.
8. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами)
Дом- домик, рука -., мяч -… и т.д.
9. Дидактическая игра «У кого — кто?»
У слона — слоненок, у лисы — лисенок, у тигра- тигренок …т.д.
10.Образование прилагательных от существительных.
Малина — малиновый, дерево – деревянный и т.д.
11. Составление предложений по картинке, по схеме.
12. Составление предложений с однородными членами.
13. Составление предложений сложной конструкции (употребление союза потому что)
14. Произнести предложение с вопросительной интонацией, интонацией повествования, побуждения.
Игры, упражнения на развитие связной речи:
1. Умение вести диалог (беседу): умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным).
2. Составление рассказа- описания (по картинке, по воображению).
3. Составление рассказа по сюжетной картинке.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
5. Пересказ текста.
Игры, упражнения на развитие мелкой моторики рук:
1 .Статические упражнения (умение изображать пальцами руки различные фигуры и удерживать их определенное время).
Например: «Кольцо», «Коза», «Заяц», «Солдатики» и др.
2. Динамические упражнения ( обрывание листа бумаги, вырезание ножницами и др.)
3. Игры на развитие тактильных ощущений (игра «Чудесный мешочек», на ощупь определить форму и качество предмета).
4. Упражнения на координацию движений («Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»).
5. Пальчиковые игры:
— без предметов (игра «Скакалка», «Кто построил птичке домик», «Циркуль», «Мальчик-осьминог» и др.)
— с использованием атрибутики (игра «Пальчики знакомятся», «Физкультурник» и
др.)
— с предметами: ручка, карандаш, мячик, палочки (упр. «Вертушка» с карандашом, « Поставь точку» и др.)
ВАЖНО! Каждое занятие должно начинаться с артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке. Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения речевых нарушений.
ПОМНИТЕ! Систематическая и целенаправленная работа, а также использование различных видов работы может оказать наиболее эффективный результат по успешному развитию речи детей.
|