Консультация для педагогов:«ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ: ОБУЧЕНИЕ И САМОНАУЧЕНИЕ».

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

«ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ: ОБУЧЕНИЕ И САМОНАУЧЕНИЕ».

Консультация для педагогов

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

— игры в кукольный театр;

— игры — драматизации;

— игры — представления (спектакли).

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Данные упражнения делятся на три вида:

— дыхательные и артикуляционные;

— дикционные и интонационные;

— творческие (со словом).

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста — игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль — та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра — драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное, изобразительное. Отличительная особенность драматической формы — соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, то есть театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения)можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

— экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

— предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной)речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес.

В музыкальном зале есть сцена, занавес, стилизированные театральные колонны, где отведено место мини-театру. Есть костюмерная и гримерная.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов. Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

— Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа — мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности — участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. В детском саду работает театральный кружок «Сказка» для занятий наиболее артистичных детей. С ними отдельно занимается музыкальный руководитель.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение — побуждение, обращение — вопрос, обращение — сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

 

Ноябрь 2014                                         Учитель- дефектолог: О.И. Зеленеева

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.