ПОЛОЖЕНИЕ об общественном инспекторе по охране труда
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси
25.08.2010 № 180
Глава1. Общие положения
- Настоящее Положение об общественном инспекторе по охране труда (далее – Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»*, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда», иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, а также Уставом Федерации профсоюзов.
- Целью общественного контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работающим, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
- В целях осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на каждом рабочем месте (далее – рабочее место), более полной реализации предоставленных профсоюзам прав к этой работе на общественных началах привлекаются работники профсоюзных органов, профсоюзные активисты и другие члены профсоюза (далее – общественный инспектор по охране труда).
- Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль в формах проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок (далее – контроль).
- Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.
Глава 2. Порядок назначения и полномочия общественного
инспектора по охране труда ественный инспектор по охране труда избирается открытым голосованием на общем собрании профсоюзной группы на срок полномочий профгрупорга или назначается решением профсоюзного органа членской организации ФПБ, ее организационных структур, организационной структуры ФПБ на срок полномочий профсоюзного органа из членов профсоюза, способных по своим деловым качествам осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, и работает под их руководством.
- Общественный инспектор по охране труда назначенный (избранный) в первичной профсоюзной организации осуществляет контроль по месту работу, а назначенный (избранный) решениями руководящих органов организационных структур ФПБ, членских организаций ФПБ и их организационных структур в пределах соответствующих территорий (далее – контролируемый субъект).
- Количество общественных инспекторов по охране труда в организации, в том числе в ее структурных подразделениях определяется в зависимости от конкретных условий.
- Список общественных инспекторов по охране труда передается контролируемому субъекту.
- Полномочия общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля подтверждаются удостоверением по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Положению.
- Удостоверение выдается на период наделения полномочиями общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля и подписывается.
Оформление, учет и выдача удостоверений осуществляется профсоюзной организацией выдавшей его. Каждому удостоверению присваивается порядковый номер.
Удостоверение общественного инспектора по охране труда подписывается руководителем профсоюзной организации, заверяется печатью и выдается общественному инспектору по охране труда под роспись.
- Членские организации ФПБ, их организационные структуры, организационные структуры ФПБ во взаимодействии с контролируемым субъектом с учетом специфики и вида выполняемых работ организовывают обучение общественных инспекторов по охране труда.
- Обучение общественных инспекторов проводится по примерной программе для обучения (повышения квалификации) общественных инспекторов по охране труда, утвержденной постановлением Президиума Совета ФПБ.
- В случае повторного избрания (назначения) общественных инспекторов по охране труда проводится повышение их квалификации.
Глава 3. Основные задачи и функции общественного инспектора по охране труда
- Основными задачами общественного инспектора по охране труда являются:
- осуществление постоянного контроля контролируемых субъектов;
- выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда;
- оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
- выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
- принятие мер по устранению выявленных недостатков.
- Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
- регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
- контролирует:
соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого эксплуатируемого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям охраны труда;
работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацией соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка, обеспыливание и др.);
правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, источников радиоактивных излучений;
состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.) и их соответствие результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
обеспечение работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами;
качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопрсам охраны труда;
соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, предоставления лечебно-профилактического питания и других равноценных пищевых продуктов, молока, организацию водно-питьевого режима, а также своевременность и правильность выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда;
- участвует в:
проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда (смотры, конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.), осуществляет контроль за наличием и состоянием работы кабинета по охране труда, оформлением стендов и уголков по технике безопасности;
- отслеживает наличие у работающих соответствующих удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью, проводит работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;
- рассматривает обращения, поступающие к нему от члены профсоюза;
- вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением законодательства об охране труда, на собрании профсоюзной группы, заседании цехового комитета профсоюза, профсоюзного органа первичной организации или соответствующего профсоюза.
Глава 4. Права общественного инспектора по охране труда
- Общественный инспектор по охране труда, осуществляя свою деятельность, имеет право:
- осуществлять контроль за:
соблюдением законодательства об охране труда;
выполнением условий коллективного договора (соглашения);
- запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц контролируемого субъекта, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
- контролировать:
состояние условий и охраны труда на рабочих местах, на участках, в цехах и т.п.;
соответствие требованиям безопасности вентиляционных установок и осветительных приборов, оборудования, приспособлений и инструментов, транспортных и грузоподъемных средств;
своевременность обеспечения работающих необходимыми специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их применения, организацией соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка, химчистка, обыспыливание и т.п.);
своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда;
состояние санитарно-бытовых помещений, обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
соблюдение законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;
- обследовать состояние безопасности труда на проездах, проходах, территориях и других местах работы;
- принимать участие в:
расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемом представителями контролируемого субъекта;
паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и получать информацию о ее результатах;
- выдавать контролируемому субъекту рекомендацию, обязательную для рассмотрения, по устранению установленных нарушений законодательства, коллективного договора (соглашения) (далее – рекомендация);
- рекомендовать должностным лицам контролируемого субъекта отстранять от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
- выдавать рекомендации о проведении внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
- требовать от должностных лиц контролируемого субъекта немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до устранения нарушений;
- заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от контролируемого субъекта информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;
- обращаться в техническую инспекцию труда для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям;
- выполнять другие действия предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями и настоящим Положением.
Глава 5. Организация работы общественного инспектора по охране труда и порядок осуществления общественного контроля
- В своей работе общественный инспектор по охране труда руководствуется законодательством, уставами (положениями) соответствующих профессиональных союзов (объединений профсоюзов), правилами и инструкциями по охране труда, а также настоящим Положением.
- Общественный инспектор по охране труда строит свою работу в контакте с непосредственными руководителями работ, с работниками службы охраны труда организации, с первичной профсоюзной организацией, с контролирующими (надзорными) органами и техническими инспекциями труда.
- О выявленных нарушениях законодательства об охране труда, невыполнении коллективного договора (соглашения) общественный инспектор по охране труда:
ставит в известность руководителя работ или руководителя структурного подразделения и рекомендует им принять меры по устранению нарушений;
выдает рекомендацию по устранению выявленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения) по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему Положению;
делает запись в журналах ежедневного, ежемесячного контроля за состоянием охраны труда.
- Рекомендация составляется в двух экземплярах: один экземпляр вручается (направляется) контролируемому субъекту, другой – остается для контроля у общественного инспектора по охране труда, проводившего контроль, и подлежат рассмотрению контролируемым субъектом.
Глава 6. Заключение
- В целях обеспечения успешной работы общественных инспекторов по охране труда профсоюзная организация:
- организует их обучение и информирование по вопросам охраны труда, обеспечение инструкциями и нормативными документами, относящимися к предмету контроля;
- содействует реализации внесенных ими предложений по улучшению условий охраны труда на производстве;
- обобщает положительный опыт работы общественных инспекторов по охране труда и обеспечивает его распространение;
- предусматривает меры морального и материального поощрения общественных инспекторов по охране труда за активную и добросовестную работу.
- Коллективный договор (соглашение) может предусматривать для общественных инспекторов по охране труда создание дополнительных (не ущемляющих права профсоюза) условий, способствующих осуществлению возложенных на них задач (например, привлечение общественного инспектора по охране труда к дисциплинарной ответственности или его увольнение по инициативе нанимателя только с предварительного согласия профсоюзного органа, предоставление возможности осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в рабочее время, а также ряд других льгот).
- За воспрепятствование осуществлению контроля уполномоченные должностные лица нанимателя несут ответственность в соответствии с законодательством.
- Членские организации ФПБ с учетом специфики отрасли и деятельности профсоюза могут разрабатывать по согласованию с Федерацией профсоюзов Беларуси положения об общественном инспекторе по охране труда своего профсоюза на основании настоящего Положения.
- Методические рекомендации по направлениям деятельности общественных инспекторов по охране труда при осуществлении общественного контроля приведены в приложении 3 к настоящему Положению.
Приложение 1
к Положению об общественном инспекторе по охране труда
ФОРМА
удостоверения общественного инспектора по охране труда
ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
___________________________________________________________ (наименование профсоюзной организации)
|
Предъявитель удостоверения имеет право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в виде обследований, осмотров, мероприятий по наблюдению, анализу и оценке состояния условий и охраны труда (мониторинг) и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок (Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»).
|
||
|
УДОСТОВЕРЕНИЕ № ______________________________________________ ______________________________________________ (фамилия, имя, отчество) является общественным инспектором по охране труда
|
||
Выдано ___ ___________ 20 ___ г.
Председатель профсоюзной организации _________ ___________ М.П. (подпись) (фамилия, инициалы) |
|||
|
ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ наименование профсоюза
УДОСТОВЕРЕНИЕобщественного инспектора по охране труда |
Размер:
по длине (одна сторона) – 95 мм;
по ширине – 70 мм;
фотография – 20х30 мм.
Приложение 2
к Положению об общественном
инспекторе по охране труда
ФОРМА
рекомендации по устранению выявленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения)
____________________________
(полное наименование контролируемого субъекта)
______________________________
РЕКОМЕНДАЦИЯ
по устранению выявленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения)
«__»_______________20__г. __________________________
(место составления рекомендации)
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» общественным инспектором по охране труда___________________________________________________________
(наименование профсоюзной организации)
____________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
действующим на основании удостоверения от «___» ________ 20___ г., изучено соблюдение законодательства об охране труда, выполнения условий коллективного договора (соглашения) в _______________________ ____________________________________________________________________.
(полное наименование контролируемого субъекта)
Рекомендуем устранить следующие нарушения:
№ |
Содержание выявленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения) и рекомендации по их устранению | Сроки устранения |
Общественный инспектор
по охране труда _________________ _______________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Рекомендацию получил __________________________________________
(должность, подпись, фамилия, инициалы, дата)
Приложение 3
к Положению об общественном
инспекторе по охране труда
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по направлениям деятельности
общественных инспекторов по охране труда
при осуществлении общественного контроля
УЧАСТИЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
- В соответствии с Типовой инструкцией за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159, периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее – периодический контроль) является одним из видов контроля, который предусматривает участие работников в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве.
- Периодический контроль осуществляется представителями контролируемого субъекта с участием общественных инспекторов по охране труда.
- В зависимости от деятельности и структуры организации периодический контроль, осуществляемый представителями контролируемого субъекта с участием общественных инспекторов по охране труда, проводится:
ежедневно – на участке, в смене, бригаде, лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее – участок);
ежемесячно – в цехе, отделе, иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее – цех);
ежеквартально – в организации в целом.
- Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется руководителем структурного подразделения (мастером, начальником смены, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями участка) с участием общественного инспектора по охране труда.
- Ежемесячный контроль проводится начальником цеха с участием общественного инспектора по охране труда, руководителей служб цеха и представителей службы охраны труда (инженера по охране труда).
- Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, общественного инспектора по охране труда.
- Ежедневно контролируются:
состояние рабочих мест, проходов, переходов, проездов;
безопасность технологического оборудования, оснастки и инструмента, грузоподъемных и транспортных средств;
исправность вентиляционных систем и установок;
наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;
наличие и правильное использование средств индивидуальной защиты;
выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущими проверками;
соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ, в том числе при:
работе в электроустановках;
работе с вредными и пожароопасными веществами и материалами;
транспортировании, складировании заготовок и готовой продукции.
- По результатам ежедневного контроля мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда.
Перечень мероприятий подписывают руководитель участка, общественный инспектор по охране труда, участвовавший в контроле.
Руководитель участка, общественный инспектор по охране труда по материалам проведения ежедневного контроля при необходимости информируют работников о его результатах.
- Ежемесячно осуществляется контроль по тем же направлениям, что и при ежедневном контроле, изложенным в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций, а также контролируются:
организация и результаты ежедневного контроля;
выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по охране труда;
выполнение приказов и распоряжений руководителя организации, результатов рассмотрения представлений общественных инспекторов профсоюза по охране труда, мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами;
выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;
предоставление работникам компенсаций по условиям труда;
состояние кабинетов и уголков по охране труда, наличие и состояние учебных пособий и средств наглядной агитации.
- Выявленные недостатки в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда, в котором указываются мероприятия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.
Начальник цеха организует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных в ходе проведения ежемесячного контроля. О нарушениях, которые не могут быть устранены работниками цеха, сообщается руководству организации.
Контроль выполнения указанных мероприятий осуществляют начальник цеха, другие руководители и специалисты, служба охраны труда, общественный инспектор по охране труда.
- Ежеквартально осуществляется контроль по направлениям ежедневного и ежемесячного контроля, изложенных в пунктах 7 и 10 настоящих Методических рекомендаций, а также контролируются:
организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;
своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;
техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов.
- По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.
- Проведение ежемесячного или ежеквартального контроля рекомендуется осуществлять в установленный приказом руководителя организации День охраны труда.
На совещаниях анализируется состояние охраны труда в структурных подразделениях организации, заслушиваются их руководители, рассматриваются имевшие место случаи нарушения требований охраны труда, изучается передовой опыт работы по охране труда.
По итогам проведения Дня охраны труда при необходимости может издаваться приказ или распоряжение руководителя организации (структурного подразделения).
- В случае выявления в ходе любого из перечисленных выше видов контроля нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этих нарушений, о чем письменно сообщается руководителю организации.
УЧАСТИЕ В РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
- В соответствии с Порядком участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 31 мая 2007 г. № 80 уполномоченным представителем профсоюза для участия в расследовании несчастных случаев на производстве (кроме несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, оформленных актом о несчастном случае на производстве формы Н-1) может назначаться общественный инспектор по охране труда.
- Общественный инспектор по охране труда может участвовать в расследовании несчастных случаев со смертельным исходом, которые оформлены актами о непроизводственном несчастном случае формы НП и произошли в результате повреждения здоровья потерпевшего:
вследствие установленного судом умысла потерпевшего (совершение потерпевшим противоправных деяний, в том числе хищение и угон транспортных средств) или умышленного причинения вреда своему здоровью (попытка самоубийства, членовредительство и тому подобные деяния);
при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения здоровья потерпевшего явилось его нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
обусловленного исключительно состоянием здоровья потерпевшего, подтвержденным документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения.
- В ходе расследования несчастного случая общественный инспектор по охране труда участвует в осмотре места происшествия, опросе потерпевшего, свидетелей и должностных лиц, изучает необходимые документы, вносит предложения, излагает свое мнение об обстоятельствах, причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения законодательства об охране труда, правил и инструкций по охране труда, мерах по предупреждению травматизма. Отстаивает права потерпевшего, разъясняет ему и лицам, представляющим его интересы, установленные действующим законодательством права и льготы.
- Контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением несчастных случаев осуществляют профсоюзные комитеты и технические инспекторы труда.
- При участии в расследовании несчастного случая общественные инспекторы по охране труда обязаны, защищая права потерпевших от несчастных случаев на производстве, руководствоваться принципом презумпции невиновности потерпевшего.
При расследовании несчастного случая в действиях потерпевшего может быть установлена грубая неосторожность, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью.
Общественный инспектор по охране труда при определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве перед подписанием протокола обязан выяснить, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда с учетом фактических обстоятельств. При этом для оценки действий потерпевшего следует учитывать конкретную обстановку, при которой произошел несчастный случай, личность потерпевшего, его физическое и психическое состояние в момент несчастного случая, возраст, образование, профессию, квалификацию, допускал ли он ранее аналогичные нарушения и т.п.
- Общественный инспектор по охране труда на месте контролирует выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая.
- При несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве общественный инспектор по охране труда излагает особое мнение.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСМОТРЕ РАБОЧИХ МЕСТ, ТЕРРИТОРИЙ, ПРОЕЗДОВ, ПРОХОДОВ
- При осмотре рабочих мест, территорий, проездов, проходов общественный инспектор по охране труда обращает внимание на:
содержание их в чистоте и порядке, а также своевременную очистку от мусора, снега, травы, разливов нефти, нефтепродуктов и других веществ, загромождений складируемыми материалами, деталями и конструкциями и т.п.;
правильность складирования и хранения деталей, инструмента, материалов (их хранение должно быть организовано в штабелях, пирамидах, кассетах, на стеллажах, чтобы предотвращать раскатывание и выпадение, а также обеспечивать удобство работы с ними);
обеспечение производственной территории, участков работ и рабочих мест первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда, наличие и работоспособность необходимых средств коллективной защиты работающих;
наличие защитных ограждений, предупредительных надписей, знаков безопасности на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов;
исправность систем освещения и состояние освещенности рабочих мест;
наличие инструкций по охране труда, плакатов, предупредительных надписей, знаков безопасности;
содержание путей эвакуации персонала (пути эвакуации должны быть обозначены специальными знаками, при необходимости иметь аварийное освещение, не должны ничем загромождаться, двери не должны быть заперты);
соблюдение условий микроклимата, водно-питьевого режима и другое.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И ДРУГОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
- Осуществляя контроль за безопасной эксплуатацией машин, механизмов и другого производственного оборудования, общественный инспектор по охране труда обращает внимание на:
исправность эксплуатируемого оборудования, механизмов, контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструмента, наличие на движущихся частях стационарных механизмов сетчатых или сплошных металлических ограждений;
наличие и исправность специальных устройств (блокировок), исключающих случайное снятие или открывание ограждений, люков, щитков и т. п. при работающем механизме;
наличие и исправность заземляющих устройств и устройств для защиты от статического электричества;
наличие и исправность оградительных, предохранительных и герметизирующих устройств, устройств автоматического контроля, сигнализации, дистанционного управления и других средств защиты;
наличие обозначений и маркировок пусковых устройств, символов управления;
наличие исправных инвентарных инструментов и приспособлений;
то, чтобы на станках, машинах и механизмах работали только те работники, у которых имеется допуск к работе на этом оборудовании, не допускать использования работниками неисправных, самодельных инструментов и приспособлений.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
- При осуществлении контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) общественный инспектор по охране труда должен знать, что:
работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209, бесплатно обеспечиваются СИЗ по типовым нормам;
при заключении трудового договора работников обязаны ознакомить с порядком обеспечения и нормами выдачи СИЗ;
выдаваемые работникам СИЗ должны быть исправны, соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасные условия труда;
для хранения выданных работникам СИЗ контролируемый субъект обязан предоставить специально оборудованные помещения (гардеробные) со шкафами для раздельного хранения личной одежды (обуви) и специальной одежды (специальной обуви);
выдача и сдача работниками СИЗ отмечаются в личной карточке. Допускается ведение учета СИЗ на электронных носителях. При этом выдача СИЗ подтверждается подписью лица, получающего средства индивидуальной защиты, в бухгалтерском документе (ведомость и т.п.);
СИЗ (в том числе арендованные), бывшие в употреблении, выдаются другим работникам только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается в зависимости от степени годности и заносится в личную карточку;
работники обязаны использовать и правильно применять предоставленные им СИЗ, а в случаях их отсутствия или неисправности – немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя;
контролируемый субъект имеет право:
выдавать работникам по согласованию с профсоюзной организацией в пределах одного вида СИЗ, предусмотренного типовыми нормами, средства индивидуальной защиты с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками;
в отдельных случаях, исходя из особенностей производства (выполняемых работ), с разрешения территориального органа государственного санитарного надзора и государственного инспектора труда и по согласованию с профсоюзной организацией заменять один вид СИЗ другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками;
обеспечивать работников специальной одеждой, принадлежащей ему на праве аренды. Организация, предлагающая в аренду специальную одежду, обеспечивает ее ремонт, стирку, химчистку и т.п.;
за счет собственных средств предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам СИЗ сверх типовых норм;
по согласованию с профсоюзной организацией выдавать работникам одновременно два комплекта специальной одежды и специальной обуви на удвоенный срок носки для улучшения эксплуатации и организации ухода за ними.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАБОТНИКОВ СМЫВАЮЩИМИ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ
- При контроле за обеспечением работников смывающими и обезвреживающими средствами общественный инспектор по охране труда должен знать, что:
в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами» работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются бесплатно смывающими и обезвреживающими средствами из расчета на одного работника:
мыло или аналогичные по действию смывающие средства – не менее 400 граммов в месяц;
дерматологические средства – не менее 5 граммов для разового нанесения на кожные покровы;
перечни профессий и должностей работников, которые должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами, определяются и утверждаются нанимателем исходя из характера и видов работ по согласованию с профсоюзом;
при наличии в организациях санитарно-бытовых помещений, обеспеченных смывающими средствами, выдача указанных средств непосредственно работникам не производится. Работникам должен быть обеспечен постоянный доступ к смывающим и обезвреживающим средствам.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИМ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТАЖЕЙ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА
- При осуществлении контроля за проведением обучения, инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда общественный инспектор по охране труда обращает внимание, что:
в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, контролируемый субъект должен обеспечить для работников при приеме на работу и в дальнейшем подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;
лица, совмещающие несколько профессий (должностей), должны проходить обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям), а лица, замещающие временно отсутствующих работников, дополнительно проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям);
о проведении проверки знаний по вопросам охраны труда лица должны уведомляться не позднее чем за 15 дней;
лица, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях, проходят повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в срок не более одного месяца со дня ее проведения, а лица, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг);
рабочие, имеющие перерыв в работе по профессии более трех лет, проходят стажировку на рабочем месте (далее – стажировка) перед допуском к самостоятельной работе, а рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью (имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года), к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда. Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации, мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих;
рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля, проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда не реже одного раза в год. Перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, утверждается руководителем организации. Запись о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда вносится в удостоверение по охране труда и личную карточку прохождения обучения по вопросам охраны труда (если она применяется) по установленной форме. Допуск рабочих к самостоятельной работе осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом, распоряжением либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда;
специалисты, принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятые на подземных работах, перед допуском к самостоятельной работе должны проходить стажировку;
руководители и специалисты не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда. Руководителям и специалистам, прошедшим проверку знаний по вопросам охраны труда, выдается удостоверение по охране труда;
с работниками своевременно должны быть проведены инструктажи по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой);
регистрация вводного инструктажа по охране труда осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда, а запись о проведении первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда должна быть сделана в журнале регистрации инструктажа по охране труда или в личной карточке (в случае ее применения);
согласно Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176, в организации службой охраны труда должен быть составлен перечень инструкций по охране труда для профессий рабочих и отдельных видов работ. Инструкции по охране труда должны быть разработаны, согласованы с профсоюзной организацией и утверждены руководителем организации;
до начала работ (оказания услуг) с работающими должно быть организовано изучение инструкций по охране труда;
работающие обязаны выполнять требования инструкций по охране труда. Невыполнение требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
В тексте настоящего Положения сохранена терминология Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».