КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПРИЕМА ПИЩИ У ДЕТЕЙ
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.
Группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
- Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев).
- Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.
- Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).
- Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).
♦ Приучать детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
- Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».
Вторая- младшая группа (от 3 до 4 лет)
- Научить самостоятельно и аккуратно МЫТЬ руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
♦ Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
♦ Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
* * *
Вопросу питания в дошкольном учреждении следует уделять серьезное внимание. Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу — дело достаточно трудное, но выполнимое. При оформлении ребенка в детский сад необходимо побеседовать с его родителями о питании ребенка дома:
- выяснить, какой у него аппетит;
- ест ли он разнообразную пищу или у него избирательное отношение к ней;
- приучен ли питаться самостоятельно или его надо кормить.
Если у ребенка проблемы с едой, то важно выяснить причины возникновения плохого аппетита, а они могут быть разными. Ребенок ест без аппетита после большой физической нагрузки или сильных переживаний, например обиды или огорчения. Все это вызывает общее утомление и даже переутомление, с которыми организм ребенка не справляется. Причинами плохого аппетита могут быть и наличие разных заболеваний, повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины. Питание таких детей осуществляется по рекомендациям врача. В процессе беседы с родителями можно предложить памятку по организации питания детей (приложение 1).
Последнее время в дошкольные учреждения поступают дети, у которых не воспитано правильное отношение к еде. У одних выражена привычка потреблять однообразную пищу (например, сосиски или макароны), у других — только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться.
Период адаптации является наиболее благоприятным в воспитании у ребенка положительного отношения к еде. Важно именно в это время создать ему условия для приема пищи; продумать расположение столов, соответствующую сервировку, подачу блюд; определиться в поведении воспитателя и его помощника. Целесообразно столы ставить так, чтобы дети во время еды видели глаза сверстников. На чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые детям во время еды: солонка, хлебница, салфетница с салфетками, по возможности ваза с цветами.
Во время приема пищи следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, а дома — к родителям. При этом не следует одергивать детей, делать им замечания.
Иногда возникают ситуации, когда ребенок внезапно отказывается от еды. В этом случае надо разобраться в причине отказа, а при необходимости обратиться к медицинскому персоналу. Заставлять ребенка есть без аппетита нежелательно. Тем детям, которые дома привыкли есть только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно (на первых порах) давать неполную норму первого или второго блюда, постепенно приучая их к нужной норме в еде.
Детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, надо покормить, при этом предоставить возможность проявлять самостоятельность (не забывайте это поощрять).
Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку своим примером взрослые воспитывают положительное отношение к любой еде. Такой подход положительно влияет на ребят особенно в раннем возрасте.
Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать ребенку не весь его объем, а немного, при этом обязательно показывая, что его порция поменьше.
Детям, которые с трудом глотают пищу, надо позволить запивать ее компотом, киселем, соком или просто теплой водой. Тогда они охотно едят.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение установленных гигиенических правил ребенком. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно освоить нужный навык. Например, прежде чем начать мытье рук, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв тщательно, смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки).
Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок выполнил данную ему работу, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека или напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка своевременно не сформированы соответствующие навыки, то выполнение их требует от него больших усилий.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Психологический комфорт детей в образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.
Питание детей в ДОУ. должно быть приближенным к домашним условиям. За утренним чаем они смогут побеседовать со своими друзьями, угостить их принесенными из дома сладостями. Днем и вечером дети должны иметь возможность попробовать оздоровительные коктейли, а в обед — самостоятельно выбрать себе закусочку с «витаминного столика».
Во многих дошкольных учреждениях в последние годы открывают мини-столовые. Это прогрессивный метод. Его одобряют и родители, и санитарные службы. В такой столовой можно организовать питание детей по системе заказного меню. Возможность выбора блюд позитивно сказывается на настроении детей. Изучение педагогами вкусовых пристрастий воспитанников позволяет разработать меню, которое им по вкусу. При этом график питания детей должен быть составлен таким образом, чтобы во время приема пищи в обеденном зале находилась только одна возрастная группа.
Чтобы дети получили удовольствие не только от еды, но и от общения со сверстниками и взрослыми, лучше всего использовать технологию семейного стола. Она заключается в следующем:
- взрослые должны есть вместе с детьми;
- за столом дети должны общаться;
- за столом должен быть глава, хозяин, хозяйка и т.д.;
- манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат.
Зачем за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Прежде всего, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, может оказать помощь в трудной для ребенка ситуации. • Например, Танечка никак не может справиться с блинчиком при помощи вилки и ножа. Заметив это, взрослый объясняет: «У нас дома блинчики любят есть руками. Вот так берем блинчик…» В ответ, как правило, благодарный взгляд ребенка.
Чтобы избежать подобных проблем, сервировка стола должна быть полной. Если на столе будут и вилка, и нож, и разные ложки (столовая, десертная, чайная), то у ребенка проблем станет меньше, а удовольствия от еды — больше. Устал, например, кушать салат вилкой’ — можешь доесть его ложкой. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился з поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В нашем случае этой средой являются взрослые в образовательном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми: на всю жизнь.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Хорошо-известно, что поддерживать беседу во- время еды — это мастерство, научиться -которому не так уж легко.. Поэтому психологу нужно подобрать примерную. тематику бесед для каждой возрастной группы детей. Главное- — беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится* поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т.д.
Как правило, разговор начинает взрослый, но если кто-либо из детей перевел разговор на другую тему, то пусть так и будет. Быть выслушанным — право ребенка, которое непременно должно быть соблюдено, если:
— у выступающего в это время нет пиши во рту;
— он вступил в разговор, не перебив при этом другого сотрапезника.
Роль воспитателя заключается в контроле за соблюдением этих условий, а также в том, чтобы помочь ребенку довести свою мысль до конца.
В семье во главе стола всегда сидят хозяин или хозяйка. Они руководят застольем: ведут беседу, предлагают еду, убирают освободившуюся посуду, следят за соблюдением принятых правил и т.п. Детей следует научить быть хозяевами стола. Учатся они этому у взрослого. Взрослый назначает кого-либо из детей на эту роль, помогает ему с ней справиться. По мере того как маленький коллектив сотрапезников превратится в дружескую компанию, выбирать «главу» стола должны дети. «Приятного аппетита, — говорит воспитатель, присаживаясь за стол, — а кто у нас сегодня главный?»
Неплохо периодически обсуждать с детьми, как справился с ролью хозяина их товарищ. При этом, внимание акцентируется на том, что у ребенка получилось лучше всего. «Витя такой заботливый, всегда мне подает второй кусочек хлеба», — говорит Аленка, большая любительница покушать.
Не следует принуждать ребенка к еде. И психологу, и педагогам необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему правильно функционирующим механизмом чувства голода, который показывает, когда и сколько следует есть. Если взрослые и сам ребенок не препятствуют этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и развитие организма происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течение всей жизни.
В каждой семье за столом свои порядки. В одной, например, закончив еду, можно встать, поблагодарить и уйти. В другой — нужно дождаться остальных. Подобные правила уже со средней группы должны устанавливаться с учетом мнения детей и быть ими осознаны. Правил должно быть немного, чтобы дети могли их запомнить.
СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным в застольном общении.
Столовый этикет необходим и при общении с коллегами. Нередко личностные и профессиональные отношения развиваются в зависимости от его знания и соблюдения: праздничное застолье в коллективе или дома у сотрудника; встреча с деловыми партнерами в стенах дошкольного учреждения и посещение деловых приемов; во время организации бесед с коллегами или родителями воспитанников за чашкой чая.
Родители хотят, чтобы человек, работающий с их детьми, был воспитанным и образованным во всех отношениях. Одной из характерных черт культурного человека является его умение вести себя за столом.
Учить этому следует с самых ранних лет. Во время приема пищи воспитатель видит, какие порядки поведения за столом заведены в семьях воспитанников. Понимая необходимость соблюдения за столом правил этикета, он терпеливо и последовательно обучает детей этим правилам. Занятия по столовому этикету желательно проводить с небольшим числом детей (7—8 человек) и в присутствии родителей, решая таким образом задачи, связанные с созданием единых требований в семье и детском саду (родители в ходе занятий сами обучаются или корректируют свои знания правил поведения за столом). Подготовка таких занятий требует обеспечения всем необходимым — посудой, столовыми приборами, салфетками, продуктами. У каждой пары — ребенка и взрослого — отдельный столик, поставленный так, чтобы оба хорошо видели стол и действия воспитателя. Родители помогают в обучении своего ребенка, наблюдая за правильностью его действий и поправляя его.
Мы рекомендуем провести четыре занятия по теме «Столовый этикет».
- Посуда и столовые приборы.
- Как правильно и красиво накрыть стол.
- Поведение за столом.
- Чаепитие друзей.
ПОСУДА И СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ
Содержание. Посуда и столовые приборы служат для того, чтобы человеку было удобно принимать пищу, стол при этом должен выглядеть красиво и быть приятен окружающим. Посуда различается по назначению: для приготовления пищи и для еды; столовая, чайная, кофейная, для напитков или фруктов (игрушечная и настоящая); по материалу изготовления (стеклянная, деревянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, хрустальная, пластмассовая, бумажная). Тарелки могут быть глубокими, мелкими, десертными, закусочными, пирожковыми (хлебными), подставными, столовыми.
Закрепление содержания вне занятия. Рекомендуются различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время ежедневной сервировки стола и принятия пищи. Все это поможет детям запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» напомнит им о том, что посуду следует всегда содержать в чистоте не только для выполнения гигиенических требований, но и для соблюдения этикета.
Работа с родителями. Перед каждым занятием по столовому этикету с родителями необходимо определиться с его оснащением. Желательно, чтобы родители приносили для занятия комплект необходимых предметов и продуктов не только для ребенка, но и для себя, чтобы он видел действия и воспитателя и взрослого, сидящего с ним за одним столом. Порекомендуйте родителям обратить внимание ребенка на имеющуюся в доме посуду, рассказать о ее назначении и материалах, из которых она изготовлена, узнайте, какая посуда ему нравится больше и почему.
Следует приучать дошкольника мыть посуду. Нельзя его ругать, если он при этом что-то разобьет. Обычно в этом возрасте дети стараются все делать правильно, и не получается у них только потому, что они еще не овладели необходимым навыком. Чем больше времени ребенок потратит на обучение мытью посуды, тем быстрее и прочнее освоит это умение. Крик и недовольство взрослых лишь отобьют у него всякое желание помогать в работе по дому, внесут неуверенность в его действия и поступки.
Задание родителям: составьте для детей настольное лото «Виды посуды и столовых приборов».
Текст для детей
Сервировка стола — искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием поможет взрослым накрыть стол. Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и по назначению. Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.
В одной посуде мы готовим еду — это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки, из другой — едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.
. Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.
Мелкие тарелки тоже различны по размерам, и каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая — столовая — для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.
В тарелку поменьше — закусочную — кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка. которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или Кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.
Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат, и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть.
Для холодных жидкостей — воды, сока, киселя, компота — удобны бокалы и стаканы.
Какая еще посуда есть в вашем доме? Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла — масленка, для сыра — сырница. А для чего нужны салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники? Все это для того, чтобы удобно было есть и пить.
Но одной посуды недостаточно — нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них — столовые нож и вилка — предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок — закусочные нож и вилка размером поменьше столовых. Рыбными ножом и вилкой едят рыбу. Чтобы отделить рыбу от косточек, на кончике ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками, — углубление. Чтобы не разрезать тонкие рыбные кости, рыбный нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные или фруктовые столовые приборы. Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше — десертная; для чая и кофе — чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья — все эти приборы в нужный момент, оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй — соли, горчицы и перца — и к ним маленькие ложечки. На праздничный стол не ставят солонку с дырочками: вытрясать соль из такой солонки не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.
КАК ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО НАКРЫТЬ СТОЛ
Содержание. Общие требования к сервировке праздничного и ежедневного обеденного стола. Сервировка праздничного стола: скатерть и салфетки, посуда и столовые приборы, именные карты, украшение цветами и свечами. Подготовка к приему пищи: рассадка за столом, пользование полотняными и бумажными салфетками. Как есть суп и бульон.
Закрепление содержания вне занятия. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Можно организовать «Праздник красивого застолья», поставив перед воспитанниками задачу: есть красиво и правильно, мальчикам ухаживать за девочками. Награждение различными призами внесет особую радость. Среди призов: лучшему участнику праздничного застолья, самому доброму, веселому, аккуратному, старательному и внимательному кавалеру, самой красивой даме, знатоку столового этикета; поощрительный приз тому, кто старался, кто лучше всех держал в руках вилку и нож или столовую ложку и т.п.
Прочитав стихотворение Ю. Тувима «Овощи», желательно поговорить о том, что такое первое горячее блюдо, из чего его готовят, для чего оно предназначено. Можно обратить внимание на строки о споре овощей и вкусном супе, который получился при совместном участии детей, напомнить им, что любое дело будет успешным, если его делать дружно.
Для закрепления материала детям можно задать вопросы или решить с ними «задачки по этикету».
- Бумажные салфетки нужно ставить на стол в салфетнице или раскладывать их перед каждым ребенком? Правильно ли класть ложку справа от тарелки, а вилку слева от нее, не подавая при этом ножей?
- Нужно ли подавать в целях безопасности совершенно тупые ножи?
- Обращать ли внимание на то, что в первую очередь вытирать бумажной салфеткой: губы или руки?
- Для чего ставят на стол красиво оформленные именные карты?
Работа с родителями. Каждая хозяйка понимает значение красивой и правильной сервировки стола: улучшаются аппетит и настроение, соблюдается хорошее поведение, налаживается приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, родители могут попросить ребенка помочь им расставить тарелки, положить столовые приборы и полотняные салфетки, установить блюда с закусками и салфетницу с бумажными салфетками. Дети радуются, видя, как с их участием преображается стол, им хочется услышать слова похвалы..
В другой раз можно предложить ребенку самостоятельно сервировать стол. Конечно, взрослые «подскажут, что и как лучше сделать, но важно отметить умение и желание порадовать близких людей. Не дожидаясь праздничных событий, можно устроить красивое семейное застолье в любой день.
Не следует заставлять детей заучивать правила сервировки, они запомнятся при их постоянном и заинтересованном участии в подготовке к празднику или ежедневному застолью. Важно довести до сознания ребенка, что люди придумали правила столового этикета, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось самое необходимое.
Текст для детей
И в праздник, и в обычный день на обеденном столе должно быть красиво, но сервировка праздничного стола отличается особой торжественностью. Чтобы научиться сервировать стол, необходимо это проделать несколько раз с мамой и бабушкой: они подскажут, что и как лучше установить.
С чего начинается сервировка стола? На стол стелют скатерть — белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон стола одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место — часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы.
Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее упражнение: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола. В длину она 50—70 сантиметров, а в ширину до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол, по длине на две равные части. Только помните, что, когда вы сидите за столом локти не должны лежать на столе, только кисти рук
У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставится закусочная тарелка, слева от нее — хлебная. Между ними — закусочная и столовая — вилки лежат зубчиками вверх, а не упираясь в стол. Справа от закусочной тарелки — столовый и закусочный ножи, лезвием К тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы — дальше от тарелки: ими мы будем пользоваться в первую очередь, так как обычно застолье начинается с закусок.
Когда хозяйка уберет со стола закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для него столовые тарелки, мы возьмем в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Расстояние от края стола до ручек приборов и края закусочной тарелки примерно 2 сантиметра (два-три пальца), до хлебной 5 сантиметров. —
Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа.
Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице.
Приготовив место для каждого гостя, займемся’ общей сервировкой. Разместим на столе приборы со специями, салатницу с салатом, тарелки с закусками. В баночках, под которые ставятся подставные тарелочки, — шпроты и сардины. У каждого блюда — приборы для расклада: для салата — салатные ложка и вилка, для закусок — маленькие вилочки. Закуски с общего блюда на свою тарелку следует перекладывать ими, а не вилкой. Стол можно украсить цветами или свечами.
На праздничный стол ставится супница, и мама разливает суп в тарелки на глазах у гостей. Когда гости переходят ко второму горячему блюду, на стол выставляется большое блюдо с мясом и гарниром: хозяйка раскладывает это угощение в тарелки либо гости делают это сами.
Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), хозяйка накроет это место плотной салфеткой и поставит сверху тарелку с закуской.
Может показаться, что сервировка стола — дело сложное и этому трудно научиться. Это не так. Вы обязательно научитесь, делая это вместе со взрослыми. Сервировка стола — это прежде всего творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки.
ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ
Содержание. Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья: прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратность. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания, а что руками. Какую пищу можно есть без ножа. Как едят холодные закуски, мясо, гарнир, яйцо, овощи, каши. Застольные беседы.
Закрепление содержания вне занятия. Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей: отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые для этого условия (красота и правильность сервировки, подача ножей). Можно показать детям сервировку, в которой скатерть заменяют индивидуальными плотными салфетками или сетами, организовать игру «Кукольное праздничное застолье» или почитать главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» из книги А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание», которые раскрывают важность соблюдения этикета за столом.
Работа с родителями. Необходимо обратить внимание родителей на следующие вопросы:
- как ест ребенок;
- каково его поведение за столом;
- умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;
- знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.
Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Малыш только взял в руку ложку и тянет ее ко рту — мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно. С раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:
- на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;
- за столом сидим с чистыми лицом и руками;
- застолье проходит без крика и резких замечаний;
- правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;
- обязательно благодарим за еду и совместную трапезу. Постепенно внушаем ребенку разумность этих правил, а с 5—6 лет начинаем его этому обучать.
Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать, не садиться за стол с грязными руками, не оставлять еду в тарелке и еще много всяких «не». Ребенку трудно выполнить все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. В некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребенка приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т.д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.
Важно обращать внимание на то, правильно ли ребенок держит приборы в руках, поскольку переучивать всегда сложнее, чем обучать. С 5—6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой.
Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он даже следит за взрослыми — так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т.д.
Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Рассказать ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно назвать и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице.
Создаем особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье будем стараться все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование. Только терпение и любовь родителей помогут ему справиться с неудачами в освоении правил столового этикета, соблюдение которого столь- важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.
Текст для детей
Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.
Одно из них — красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам. Кавалер, ухаживающий за дамой, легко и красиво отодвигает стул от стола. Надо взять стул за спинку, приподнять его и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук— с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь.
Следующее правило — уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях. Выходим из-за стола, кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной (столовой) тарелками. Когда совсем закончили трапезу, положим салфетку на пирожковую тарелку. Эта салфетка во время всего застолья не меняется. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить себе на колени.
Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетку так, чтобы следы губ оказались внутри ее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Новое блюдо на новой тарелке едим новыми приборами и пользуемся новой бумажной салфеткой.
Важное правило — пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. Владея этими столовыми приборами’, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. А на человека, пытающегося прожевать большие куски, смотреть неприятно.
В правой руке держат нож, лезвием вниз, в левой — вилку, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. Следует правильно держать нож и вилку: ручки (черенки) приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных опираются на них. Оба прибора одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки.
Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо — к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево — к левой руке. Когда закончили есть, нож кладем так же, а вилку — слева от ножа, зубчиками вверх.
Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, отрезаем следующий. Вот несколько простых, но важных советов:
- чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;
- вилку держим крепко, чтобы кусок не выскользнул, и под небольшим наклоном;
- нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;
- если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку; проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.
Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку. Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать гарнир на вилку ножом.
Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать столовые приборы, протяните правой рукой нож или вилку ручкой к попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с лезвием.
То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку, котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные — под краем.
Как есть суп. Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный ее придерживают. Ко рту ложку подносим чуть наискось, не захватываем ее губами, а сливаем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока он немного остынет. Наклонять или нет тарелку, чтобы собрать из нее остатки супа? В гостях мы не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Если еще едим, ложка лежит углублением вниз, закончили есть — положим углублением вверх. Ее ручка направлена к правой руке.
Как есть бульон. Бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой чашки лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке).
Десертной ложкой едим бульон из чашки. Как суп, его остатки можно допить. Для этого повернем чашку ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко рту, левой же придерживаем блюдце. Есть специальные бульонные чашки — с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.
Как есть хлеб. Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем.
Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку — для этого используют нож. Только совсем маленькие дети так поступают. Нельзя играть хлебом: делать из него шарики и катать по столу.
У каждого из нас может случайно разбиться бокал, пролиться вода, салат попасть на скатерть. В таком случае обязательно скажите хозяйке дома: «Простите меня, я это сделал нечаянно». Но не привлекайте к своей ошибке большого внимания, т.е. не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. Чтобы не произошло подобных неприятностей, не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко, а попросите передать или положить вам на тарелку угощение. Не кладите на тарелку более двух закусок, например колбасу, ветчину, шпроты, огурец, помидор и др. Съешьте одно — положите другое.
За столом мы -не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко, немного и со свободным от пищи ртом. Как вы думаете, можно ли сказать так: «Ой, опять гороховый суп. Я его не люблю»; «Как плохо пахнет. Это невкусно»; «Посмотри, макароны, как червяки». Объясните почему? Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение.
Уважая сидящих рядом, мы не поворачиваемся к ним спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Из-за стола выходить не спешим. Взрослые всегда-подскажут, когда это удобнее сделать. Но есть правило:, первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома.
Существует много правил поведения за столом, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время — застолья и создают добрые отношения
между людьми.
Какие правила поведения за столом следует помнить и
выполнять? —
Закончите фразу:
- есть к пить надо… (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пиши;
- не склоняться низко… (над тарелкой), лишь слегка наклонить… (голову);
- на столе лежат только кисти рук, локти на стол… (не ставим);
- обе руки либо свободны, либо… (заняты): нож в правой руке — вилка… (в левой);
- если вилка или ложка в правой руке, то левая… (придерживает тарелку); х
♦ за столом нельзя говорить… (громко или с полным ртом);
* если во рту пища, воду… (не пьют);
♦ если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола… (поднимем ее);
- упавшую на пол полотняную салфетку… (поднимаем сами) и не меняем на другую;
- бумажные салфетки меняем… (по мере надобности и при новом блюде);
. ♦ не спешим в еде, но и не сидим… (долго) за одним блюдом;
♦ всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами… («Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).
ЧАЕПИТИЕ. ДРУЗЕЙ
Содержание. Чайная и кофейная посуда, чайные приборы. Сервировка чайного стола. Поведение за чайным столом. Как есть сладости: конфеты, печенье, пирожное, варенье, «мороженое.
Закрепление содержания вне занятия. Умения и навыки столового (чайного) этикета ежедневно закрепляют во время завтрака и полдника. В некоторых детсадовских коллективах существует традиция поздравлять детей с днем рождения, они, в свою очередь, угощают ребят различными сладостями. Можно в эти дни организовать праздничное застолье с обязательным выполнением правил столового этикета. Организуйте игру «Кукольное чаепитие», во время которой дети сидят за общим столом с куклами и учат их правильно есть сладости и пить чай.
Работа с родителями. Родителям можно порекомендовать устраивать домашние праздничные чаепития с пирогом, который испекла мама или бабушка. Такие чаепития создают дружескую семейную обстановку, в которой ребенок еще раз закрепляет правила поведения за столом и накапливает; положительные эмоции: и вкусно, и весело, и все вместе. В такой ситуации дошкольник старается проявить себя с лучшей стороны.
Текст для детей
Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней — блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки — пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.
На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные — каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар — в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, — на тарелке.
Для торта кладется специальная лопаточка, для сахара — щипцы, для лимона — маленькая вилочка. Этими приборами мы пользуемся, когда берем угощение с общего блюда. Если в сахарнице нет щипцов, берем сахар рукой, стараясь не касаться других кусочков. Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин.
На столе стоят два фарфоровых чайника: большой — для кипятка, маленький — для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.