«С ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ — РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»
Консультация для родителей
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, доказали, что тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребёнка становится чётким и правильным.
По утверждениям учёных кисть руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга. Следовательно ,работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулом для общего развития ребёнка, а также гимнастика для пальчиков помогает ребёнку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.
Практика работы с детьми показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.
В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных занятиях, в форме физминуток, а также во время игр, в др режимные моменты.
Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.
При затруднениях можно помогать ребёнку , позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.
По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.
Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1.взрослый сам выполняет движения- ребёнок смотрит;
2.взрослый выполняет движения руками ребёнка;
3.ребёнок выполняет движения своими руками.
Очень полезен при тренировке пальцев массаж ( лёгкое поглаживание кистей рук с обеих сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью).
Поиграйте вместе с ребёнком.
1.Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать……………Дети поочерёдно сгибают пальцы,
Этот пальчик прыг в кровать…… начиная с мизинца.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул……………Поднимают большой палец вертикально
Тише, тише, не шуми,
Братиков не разбуди!……………………Шевелят всеми пальцами.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
2.В гости.
В гости к пальчику большому………Дети сжимают пальцы рук в кулак,
Приходили прямо к дому……………большой палец поднимая вверх,
Указательный и средний,…………… отгибают пальцы по –одному
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок………………Пальцы сжимают в кулак, стучат
Постучался на порог…………………..кулаками друг о друга.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
3.Гномики
Жили-были в домике……………………Ребёнок сжимает и разжимает кулаки
Маленькие гномики:…………………Загибают пальцы на каждое имя гнома
Тики, Ники, Лики, Чики, Мики.
Стали гномики стирать.
Тики-рубашки,
Ники платочки,
Лики-пижамку,
Микки умница был,
Всем водичку носил…………………..Трут кулачки друг о друга.
Играем пальцами
Мы рога козы покажем,…………….поднимают « рога» к голове
И рога оленя даже……………скрещивают ладони и поднимают ветвистые рога
И про зайку не забудем……………..прикладывают « ушки» к голове
Ушками водить мы будем,
Чтобы чётко говорить,……………….каждый палец поочерёдно соединяется с
Надо с пальцами дружить…………большим пальцем.
Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы — родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулач-
Продает она орешки. ками друг о друга попеременно.)
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке. начиная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и
Кому в зобок, удары кулачками.)
Кому в лапочку.
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-
ками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран —
Настоящий великан.
Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши
Как узнать? и ударяют кулачками друг о друга.)
Помогите сосчитать!
«ИГРУШКИ»
Работа над темпом и ритмом речи
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в
Куклы Катины сидят: ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все
И веселый Чиполлино, пальчики.)
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно
пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в
Мы игрушки сосчитать. ладоши и стучат кулачками.)
«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики по одному.)
пять,
Мы во двор пришли («Идут» по столу указательным и
гулять. средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми
кормили, пальчиками.)
С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой
катались, руки по ладони левом руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой (Отряхивают ладошки.)
пришли.
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
«Варим суп»
Хозяйка однажды с базара пришла. (Шагаем пальчиками по ногам
Хозяйка с базара домой принесла: от бедра к коленкам.)
Капусту, (По очереди загибаем пальчики
Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свёклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе. (Попеременные движения обеими руками:
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)
Капуста, (По очереди загибаем пальчики
Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковка,
Горох,
Петрушка
И свёкла.
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла (Ребрами ладошек обеих рук стучим по
И ножиком этим крошить начала: ногам, имитируя работу ножа.)
Капусту, (По очереди загибаем пальчики
Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свёклу.
Ох!
Накрытые крышкою в душном горшке (Ладошки обеих рук соединить и
Кипели, кипели в крутом кипятке: держать в горизонтальном положении.)
Капуста, (По очереди загибаем пальчики
Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковка,
Горох,
Петрушка
И свёкла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох! (Имитация движений работы ложкой.)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Круговые движения кулачками рук.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька – для ежа. (Дети загибают поочередно пальцы.)
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой
руки тыльной стороны левой руки.)
Он сердит на нас — (Сомкнуть пальцы обеих рук.)
Беда!!! (Руки прижать к щекам. Покачать
головой.)
Разбегайтесь — (Бегут пальцами по коленкам.)
Кто куда! (Руки спрятать за спину.)
Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.
Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…
Октябрь 2014 г. Учитель-дефектолог О.И. Зеленеева