«УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ»
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно (в течение 3-5 минут), чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления.
Занятия дадут наилучший результат, если:
-они проводятся в форме игры и интересны для ребенка
— не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;
-все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются)
-некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;
-при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;
-выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом;
-инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними кончик языка к верхним бугоркам за верхними зубами. Постучи в бугорки кончиком языка со звуком «д-д-д». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, и движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Удачи!
- Организация проведения артикуляционной гимнастики
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. - Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Ноябрь 2014 г. Учитель-дефектолог О.И. Зеленеева