Физкультура про другое,
зато для всех и обо всём
(от простого к сложному в семье)
Как происходит самообразование ребёнка в физическом развитии. Вам интересно, родители? Попытаюсь по — понятнее объяснить.
Сперва, ребёнок стремится получить двигательный опыт (телесный, практический), эмоционально переживает и запечатлевает его, а только затем он может осмыслить и движение, и эмоции, и сам ход своего осмысления. То есть ребёнок родился – нужен телесный контакт – вы носите его на руках, гладите, обнимаете, а практический – ребёнок начинает самостоятельно двигаться (стучать игрушкой, сидеть, ползать, ходить). Это ребёнок уже физически развивается.
Далее, у каждого ребёнка заметна прирождённая потребность во все усложняющемся движении. Это значит, что ребёнок стремится проживать двигательные аналогии типичных жизненных ситуаций: дружбы-вражды, преодоления-отступления, напряжения-расслабления и т.д. Но для всего ребёнку нужна двигательная среда. И хорошо, чтобы эта среда была всамделишная: горы, ручьи, поля, леса, звери, птицы, путешествия. Но по скудости материала, средств, нам в детском саду нужно придумывать хотя бы бледные аналоги в помещении и на улице. Создав такую среду, взрослым (воспитателю и физ., руководителю) нужно найти в себе силы и смелость! (т.к это техника безопасности) отойти в сторону и представить детям возможность самостоятельного исследования «мира» и испытаний себя.
И ещё, фундаментальное образование человека обычно представляют как совокупность развития по трём направлениям : телесному, эмоционально-образовательному и абстрактно-логическому. Это объединяет в себя три дисциплины такие, как физическая культура, развитие речи, математика. Они легче осваиваются во взаимосвязи в любой детской деятельности. Когда ребёнок в свободной физически воспитывающей среде надвигался, наигрался, испытал себя, пообщался с младшими и со сверстниками, поучился у более старших, можно перейти к занятиям со сверстниками. Скорее всего, предлагать детям такие занятия можно с лет четырёх-пяти, где спортивный азарт соединяется с рефлексией и расчётом с одой стороны, а с другой – с умением выразить себя, понять другого и суметь быть понятым.
Так на «двигательных задачках» происходит постепенное, незаметно для нас взрослых, базовое и всестороннее развитие наших детей.
СЕНТЯБРЬ 2015 г. Руководитель физ. воспитанием И.В. Кульгавчук
Литература:
- Реутский С.В. Физкультура про другое, зато для всех и обо всём. От простого к сложному в семье, в детском саду и в начальной школе. — СПб.: Агенство образовательного сотрудничества. 2006. -224с.;
- Физическая культура про другое, зато для всех и обо всём // Здоровье дошкольника. 2015. №5. Стр. 43.