Проблемы «бесполой педагогики» (технология гендерного воспитания)
Современную дошкольную педагогику не раз обвиняли в том, что она является «бесполой»: не дифференцирует задачи, принципы и формы работы с детьми в зависимости от их пола. Поэтому сейчас все больше внимания уделяется разработке технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей.
Нередко высказывалось мнение, что большую роль « в бесполости» дошкольной педагогике играет то, что в системе воспитания преобладают женщины и их педагогические установки и ожидания влияют на воспитание мальчиков по модели воспитания девочек. Правда, при этом практически никогда не учитывалось, что женщины, которые занимаются воспитанием детей, имеют нормальный интеллект и адекватное представление о моделях поведения мальчиков и девочек. Так, современными исследователями установлено, что женщины, общаясь с детьми, предпочитают словесные методы и приемы косвенного воздействия на сознание ребенка, чаще используют поучения, этические беседы. При этом они склонны быть более требовательными к девочкам. К мальчикам женины более терпимы, позволяют им больше проявлять агрессию, считая это проявлением «мужских качеств», однако очень переживают за безопасность ребенка. Поэтому мальчиком женщины – родители и педагоги – чаще дают отрицательные оценки чем девочкам. При этом в своих педагогических оценках женщины более непоследовательны и зависимы от мнения окружающих.
Мужчины меньше зависят от мнения окружающих, предпочитают прямые методы воспитания – в основном они касаются организации поведения и деятельности. Чаще используют телесные наказания и тактильные методы и приемы поощрения. Любят устраивать необычные, энергичные игры, связанные с двигательной активностью и «неразберихой», соревнования в силе и скорости, которые особенно нравятся мальчикам. С другой стороны, мужчины более спокойно, чем женщины относятся к ошибкам и неудачам, к падениям и травмам ребенка. При этом интересно, что женщина острее реагирует на проявления «немужского поведения», часто усугубляя его (например, когда ребенок плачет), а мужчина как раз, наоборот, с позитивной точки зрения подчеркивает наличие мужских черт, тогда когда они могут и не проявляются: вот когда он ударится и не заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность. При этом мужчины более пристрастны, требовательны к мальчикам и проявляют больше снисходительности и терпимости по отношению к девочкам.
Ученые считают, что для развития начал мужественности у мальчиков родителям и педагогам следует больше уделять внимания, воспитанию у них умения не бояться ошибок, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности и ответственности, великодушия, рыцарского отношения к женщинам, желания и способности защищать. У девочек особое внимание нужно уделять воспитанию сострадания, умению жалеть, заботливости, послушания и скромности, аккуратности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. При этом такие качества, как честность, справедливость, вежливость, и уважение к старшим, культура поведения и трудолюбие, доброта, любовь к родному дому, несомненно, должны быть присущи, как девочкам – будущим женщинам, так и мальчикам – будущим мужчинам.
Когда педагог оценивает мальчика , тот вновь переживает те фрагменты деятельности , которые оцениваются – у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность исправить ситуацию. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга. Если педагог хочет сделать замечание девочке, то ему нельзя спешить, высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала нужно успокоить девочку, затем разобраться, в чём ошибка. Кроме того , девочка будет ещё долго переживать по этому поводу, а мальчик обычно быстро снимает эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключается на продуктивную деятельность. Педагог, зная данные особенности восприятия и переживания, может использовать приём опережающего одобрения дальнейших действий девочки, а мальчику предложить алгоритм действий для самокоррекции.
Во время организации прогулки мальчики требуют какой-нибудь идеи , которая позволит им, с одной стороны выплеснуть накопившуюся двигательную активность и реализовать свою потребность в конкуренции и соперничестве – с другой. Мальчики с интересом наблюдают за насекомыми, девочек удивляют цветущие растения. Первые стремятся сделать при этом логические выводы, вторые – подобрать образные сравнения. Воспитатели должны уметь организовать самостоятельную деятельность на прогулке, что бы интересы воспитанников где-то расходились, где-то пересекались, что бы использовались и сравнительные обороты, и образные выражения. Если девочки решают играть с мальчиками ,то воспитатель должен отметить это ,придумать общие правила игры, позволяющие им взаимодополнять интересы и действия друг друга.
При этом воспитателю нужно подчеркнуть, как важно в этой совместной игре проявление положительных женских и мужских качеств – особенно, как партнеров по игре. В связи с этим В.А. Сухомлинский указывает на воспитательную роль совместных игр: «Без участия девочек в военных играх, невозможно было бы воспитание настоящих мужчин. Они часто проявляют большую, чем мальчики выдержку, большее мужество, силу духа – и именно благодаря этому воспитывают мальчиков настоящими мужчинами, а сами воспитываются настоящими женщинами»
Ноябрь 2015 г. Воспитатель: Вашкевич А.Н.