СЛУШАЕМ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ
Консультация для родителей
Все знают об огромном влиянии классической музыки на эмоциональное состояние человека, но, к сожалению, подрастающее поколение не умеет слушать и понимать классическую музыку. Нам важно не только сохранять музыкальную культуру в профессиональных кругах, но и прививать ее широким массам, начиная с самого раннего возраста. Начальный этап жизни — один из наиболее важных в развитии человека, поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Классическая музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». Через общение с классической музыкой ребенок сможет лучше понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире. В раннем возрасте знакомство с миром звуков происходит преимущественно через восприятие.
Большинство задач, связанных с музыкальным развитием ребенка и прививанием интереса к классической музыке, ложится на плечи музыкального руководителя и воспитателя детского сада. Ведь основы музыкальной культуры дошкольника, закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям».
Необходимым условием работы с детьми является тесное сотрудничество с родителями, которых мы знакомим, советуем – какую музыку слушать дома. Если родители предпочитают слушать современную музыку, то им предлагаются замечательные классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского, «Космическая рапсодия» Берлиоза и другие.
Конечно, классическая музыка для детей сложнее, чем современная, ведь четкий ритм и динамику современных мелодий воспринять гораздо легче, чем изысканную сложность классических произведений. Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого маленького возраста.
Дети до трех лет, еще не умеют четко воспринимать мелодию, поэтому в таком возрасте можно давать ребенку слушать мелодичные композиции. Музыку стоит выбирать в зависимости от времени суток. Днем, когда ребенок активен, можно ставить ритмичные композиции, а перед сном — медленные, расслабляющие мелодии.
В возрасте четырех лет, ребенок уже способен учиться слушать музыку осмысленно, улавливать ритм, темп, выделять в звучании отдельные инструменты. На этом этапе уже можно объяснить ребенку, что такое «мажор» и «минор», и проиллюстрировать примерами. В качестве минорного произведения подойдет, скажем, «Первая утрата» Шумана, а в качестве мажорного — «Итальянская полька» Рахманинова.
В возрасте 5-6 лет можно расширять музыкальный репертуар. В этом возрасте классическая музыка для детей должна быть разнообразной.
Классическая музыка для детей: музыкотерапия.
Мною были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей.
Снятие эмоционального напряжения, успокоение:
-хорошо подойдут мелодии для флейты, скрипки и фортепиано, а также вальсы. Дайте ребенку послушать Вивальди, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Лунный свет» Дебюсси, Шестую симфонию Бетховена, «Колыбельную» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
Снятие тревожности и неуверенности:
-мелодии должны быть мажорными, но при этом не слишком быстрыми. Подойдут мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.
Уменьшение нервного возбуждения и раздражительности:
-здесь вам помогут Бах («Итальянский концерт», «Кантата №2»), Бетховен («Симфония ля-минор», «Лунная соната», ода «К радости»), симфонии Гайдна, «Утро» Грига, «Полонез» Огинского, «Хор Пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского.
Улучшение настроения:
-здесь помогут многие произведения Моцарта и Чайковского, «Менуэт» Генделя, отрывки из оперы «Кармен» Бизе, «Времена года» и «Маленькая симфония» Вивальди, квинтет «Форель» и «Музыкальный момент» Шуберта.
Улучшение активности, поднятие жизненного тонуса:
-мобилизующее воздействие оказывают ритмичные бодрящие марши. Можно порекомендовать «Марш деревянных солдатиков» из балета Чайковского «Щелкунчик», третью часть Шестой симфонии Чайковского, увертюру «Эгмонт» Бетховена, «Венгерскую рапсодию 2» Листа.
От снижения внимания:
-Чайковский («Времена года»), Шуман («Грезы»), Дебюсси («Лунный свет»).
Конечно, это далеко не вся классическая музыка для детей. Этот список можно и нужно расширять.
Классическая музыка для детей — наш большой помощник в воспитании ребенка.
ноябрь 2015 Музыкальный руководитель О.А. Высоцкая