Особенности развития речи детей
раннего возраста с патологией
различной степени тяжести.
Консультация для родителей
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два – три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Развитие речи очень тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук.
Развивать тонкую моторику следует параллельно с общей. Предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните упражнения вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребенку выполнить ваше задание самостоятельно, без вашего участия.наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.
Не уставайте из дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.
Начните с простых инструкций:
- Пройди прямо от стола к двери.
- Обойди вокруг стула (стола)
- Пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши – помогать тебе (ребенок должен шагать в заданном вами ритме).
- Выполняй мои команды: руки вперед, в стороны, вверх, вниз; левую руку на бок, правую – на голову.
- «Театр зверей»
- Ребенок учится, подражая. Наблюдения за животными помогут ребенку, подражая повадкам зверей, совершенствовать свои движения, развивать их выразительность, точность, разнообразие. Он учится управлять своим телом. Понаблюдайте вместе с ним за животными.назовите точными словами их действия, повадки. Ребенок с удовольствием будет изображать то одного, то другого зверя.
- «Зайчик» — руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Ребенок скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.
- Бытовые сценки
- Пусть ребенок сам изобразит то, что часто видит дома.наблюдательность и воображение развиваются лучше, если он старается подробно и точно воспроизвести последовательность действий, движений в процессе игры, прибегая только к помощи жестов (не употребляя предметов).
- «Варим кашу» — вымоем руки. Снимем с полки и наполним водой кастрюлю. Зажжем горелку. Поставим кастрюлю на плиту. Сыплем из пакета крупу. Помешиваем ложкой кашу. Солим. Накрываем крышкой. Затем пробуем кашу и раскладываем по тарелкам.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
— Запускать пальцами мелкие волчки.
— Разминать пальцами пластилин, глину.
— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
— Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
— Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
— Показать отдельно только один палец — большой.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Махать в воздухе только пальцами.
— Кистями рук делать «фонарики»
— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
— Собирать все пальчики в щепотку ( пальцы собрались вместе- разбежались).
— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
— Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).
— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
— Закручивать шурупы, гайки.
— Игры с конструктором.
— Складывание матрешек.
— Игра с вкладышами
— Рисование в воздухе.
— Игры с песком, водой.
— Мять руками поролоновые шарики, губку.
— Шить, вязать на спицах.
— Рисовать, раскрашивать, штриховать.
— Резать ножницами.
— Рисовать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)
Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Пальчиковая гимнастика.
«Капуста»
Мы капусту рубим,
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали.
(ставят кулак на кулак).
«Компот»
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»).
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба соберем,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Раз, два, три, четыре, пять,
(удары по столу пальчиками обеих рук.Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)
Вышел дождик погулять.
(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
-Ох!
(один хлопок)
И ушел
Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу).
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
От вашей помощи, вашего старания, терпения зависит, правильно ли будет говорить ваш ребенок. Помогите ему!
Декабрь 2014 г. Учитель-дефектолог О.И. Зеленеева