Рекомендации педагога-психолога
Что такое адаптация?
Каждый из нас переживал и будет еще не раз переживать процесс адаптации – приспособление организма к новым условиям. В настоящее время этот период предстоит пройти Вашему ребенку.
Процесс адаптации проходит в три этапа:
- «Шок»: в течение этого этапа ребенок с радостью идет в детский сад (если Вы его так настроили), и пока не осознает, что такое детский сад. У него может снизиться аппетит, нарушиться сон. Все системы организма в течение этого этапа напряжены.
- «Сопротивление»: ребенок понимает, что детский сад – это время без мамы и папы, что нужно соблюдать определенные правила и выполнять требования и начинает сопротивляться. Это проявляется в капризах, истериках, отказе от посещения детского сада, либо в болезни. Врачи считают, что критический день для возникновения болезни – десятый.
- «Смирение»: Ваш ребенок принимает новые условия и начинает к ним приспосабливаться. Дети идут в садик с настроением, рассказывают, как они играли, повышается аппетит и нормализуется сон.
Как долго длится период адаптации?
Легкая степень – 2-3 недели
Средняя степень – до двух месяцев
Тяжелая степень – до года
Какие условия влияют на процесс адаптации?
- Физическое здоровье
- Психическое состояние
- Особенности семейного воспитания
- Развитие навыков общения у ребенка
- Положительный контакт с воспитателями
Как помочь ребенку легче пережить процесс адаптации?
Поступление в детский сад – очень важное событие в жизни ребенка. Чтобы облегчить привыкание, рекомендуется начинать подготовку к этому ответственному в жизни ребенка событию заранее (за 3-4 месяца).
- Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад вам необходим. Ребенок чувствует, если родители сомневаются, и любые колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними.
- Режим ребенка приблизьте к режиму дошкольного учреждения. Отучите его от таких привычек, как укачивание, кормление из бутылочки, пользование соской – пустышкой.
- Заблаговременно следует побывать у врача – педиатра, посетить хирурга, невропатолога и других врачей.
- Все положенные по возрасту профилактические прививки должны быть завершены не позднее, чем за месяц до оформления ребенка в дошкольное учреждение. Не рекомендуется отдавать ребенка в ясли после перенесенного заболевания.
- Поощряйте самостоятельность. Дети, умеющие самостоятельно пользоваться ложкой, садиться на горшок, участвовать в умывании, одевании и раздевании, чувствуют себя в дошкольном учреждении спокойнее и увереннее.
- Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики, стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть совсем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я тебе расскажу, что у меня интересного на работе».
- Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, — ведь его приняли в детский сад.
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», он чувствует себя увереннее.
- Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает.
- Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
- Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
- Приготовьте вместе с ребенком «засыпалочку» — подушку или сшейте мягкую куколку, с которой он будет засыпать дома и принесет в детский сад.
- Можно приготовить «волшебную коробочку», в которой лежат разные, но очень близкие ребенку предметы, маленькие игрушки, красивые фантики, лоскутки приятной на ощупь ткани. За лето у Вас накопится много интересного и, отправляя ребенка каждый день в садик, Вы будете брать по любимой, интересной вещи, которую хотят посмотреть взрослые и ребята. Да и с игрушкой веселее идти.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – так ему будет проще отпустить вас.
- Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
- Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям.
- Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание – никогда не пугайте ребенка детским садом!
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.
Педагог-психолог О.В. Гришкевич