Упражнения в задержке дыхания, выполнении энергичного выдоха.
Как известно , ребенок теряет врожденный дыхательный рефлекс уже в трехмесячном возрасте. Между тем, плавание и просто пребывание в воде часто требуют такого важного умения, как задержка дыхания.
Первые подготовительные упражнения
выполняются « на суше»:
— попросить ребенка, чтобы он задержал дыхание на счет «три»; при этом громко считать вслух : « раз», « два», «три» ;
— попросить ребенка сделать глубокий вдох и задержать дыхание ; при этом громко считать ( чем больше задержка, тем лучше);
— практиковать с ребенком выполнение энергичного выдоха : ребенок задерживает дыхание, плотно смыкает губы и затем делает энергичный выдох, при этом громко произнося « ху!»;
— попросить ребенка надуть обычный шарик : сопротивление воздуха заставляет надувать шарик быстрыми энергичными выдохами, создавая условия, приближенные дыханию в воде;
— попросить ребенка сдувать с ладони различные легкие предметы ( небольшой листок бумаги, перышко и т.д.). предмет должен находиться примерно на уровне подбородка , на расстоянии около 15 см от него ( затем ладонь можно отводить дальше). Можно устроить соревнование с ребенком : кто быстрее и дальше сдует предмет.
Упражнения в формировании навыка правильного дыхания в воде (выполняются сидя в ванне):
— попросить ребенка набрать в ладони воды и сделать ямку, дуя на воду, как на горячий чай ;
— попросить ребенка сделать быстрый выдох у самой поверхности воды, чтобы образовалась большая и глубокая ямка;
— игра « Морской ветерок»: ребенок ,дуя на легкую игрушку
( кораблик, тенистый шарик, коробочку от киндер- сюрприза и др.) , подталкивает их вперед своим дыханием:
— попросить ребенка сделать глубокий вдох, опустить в воду лицо и выдохнуть набранный воздух через рот в воду ( «пускание пузырей» )Можно это же упражнение выполнять с трубочкой ( делать глубокий вдох, затем в трубочку выдох , говоря при этом ребенку : «дуем долго-долго, чтобы было много пузырей».)
Упражнения в погружении лица в воду и открывании глаз в воде:
— попросить ребенка, сидя в ванне задержать дыхание и опустить лицо в воду ; при этом громко считать : « раз»,
« два», « три» и т.д. (чем больше задержка, тем лучше);
— то же , что в предыдущем упражнении, но с обязательным открыванием глаз в воде;
— разбросать на дне ванны разноцветные игрушки и попросить ребенка достать самую любимую игрушку или игрушку определенного цвета, формы.
Также ребенка надо обязательно познакомить с такими купальными принадлежностями , как резиновая шапочка, плавки, полотенце, мыло, с нарукавниками и надувными кругами; рассказать ему , для чего это все нужно. Можно дома потренироваться с ребенком в одевании резиновой шапочки, плавок, нарукавников и кругов.