Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников.
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого
места, а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее».
В.А. Сухомлинский
В нашем учреждении основой для успешной мотивации старших дошкольников к школьному обучению является работа, направленная на ознакомление со школой. Формами и методами такой работы выступают: в старших группах проводятся занятия по подготовке воспитанников к школе, с использованием учебных пособий «Мои первые уроки», «Мир детства», «Умней-ка», организовываются сюжетно – ролевые игры «Школа», «Библиотека», «Моя первая учительница» и другие. Активно играют воспитанники в развивающие игры «Ты готов к школе?», «Мир цифр», «Назови звук» и др. рассматривание иллюстраций, беседы, опросы, изобразительная деятельность. С целью формирования эмоционального положительного отношения к школе в старшей группе благоустроен центр «Уголок будущего школьника», имеются настольно-печатные игры по данной тематике. Используемые игры и игровые упражнения, предложенные в них, способствуют развитию умения работать в заданном темпе и достаточно легко ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при выполнении учебных заданий к школе. В работе с воспитанниками используются такие формы работы как экскурсии. Первое участие воспитанников старших групп начинается с торжественной линейке, посвящённой началу учебного года «Дню знаний», «Посвящение в ученики». Интересными были экскурсии в ГУО «СШ №3 г. Пружаны» по теме: «Знакомство со школьной жизнью» (23.03. 2016 г. сайт учреждения). Во время посещения школы воспитанники старших групп дошкольного учреждения имели возможность присутствовать на празднике «Посвящение в читатели» (учителя начальных классов Жук И.Н., Гвай Л.Н. — 22.04. 2016г. сайт учреждения), посмотреть постановку кукольного театра «Теремок» силами первоклассников, занимающихся в театральном кружке школы ( учитель начальных классов Жук И.Н. от 27.05. 2016 г. сайт учреждения), посоревноваться с первоклассниками в физкультурных развлечениях «От спортландии до Олимпии» (учитель начальных классов Божко Н.В., Гвай Л.Н. от 31.05. 2016 г. — сайт учреждения), «Зов Джунглей» (разработали учитель начальных классов Божко Н.В. и рук. физ. воспит. учреждения дошкольного образования Ю.В. Евтухович), посетили библиотеку, музей, актовый и спортивный залы, посидеть за партами в классе и познакомиться с учителем начальных классов. После экскурсии в школу наши дошкольники были очень впечатлены от увиденного и активно, с большим интересом и гордостью рассказывали родителям о том, как они пойдут в школу. С октября организованны платные образовательные услуги сверх базового компонента «Хореография», «Иностранный язык», как в учреждении, так и в школе ( выступление на родительском собрании перед родителями воспитанников старших групп учителей начальных классов Босак И.В., Шлебо М.В.- от 05.10. 2015 г. сайт учреждения).
Достижению преемственности в организации образовательного процесса содействует практико-ориентированная и адресная методическая работа с учителями начальных классов и воспитателями дошкольного образования. Она осуществляется через проведение семинаров-практикумов для педагогов по темам: «Адаптация учащихся 1-х классов», «Дидактический аспект преемственности: содержание, средства, формы и методы обучения», ; консультаций: «Физическое здоровье детей — общая забота воспитателей, учителей и родителей», педагогического совета, который проходит в мае месяце по итогам работы учреждения образования за учебный год; февральского круглого стола с учителями начальных классов «Условия адаптации первоклассника, пути их решения». Организованно взаимопосещение занятий педагогами и учителями в начале и в конце учебного года, всегда интересуемся, школьной жизнью воспитанников, беседуя при встрече с учителями. И, конечно, выпускной бал, где всегда присутствует и выступает с напутственным словом учитель.
Неотъемлемой частью работы по преемственности является сотрудничество с семьей. Популярностью у родителей пользуется день открытых дверей, который традиционно в учреждении проходит в апреле. Особенно важен для них открытый просмотр занятия в старшей группе, когда можно отметить успехи или затруднения выпускников, ближе познакомится с требованиями к обучению к школе. В течение года посещают показательные выступления в рамках проводимых праздников, конкурсов, развлечений, где и сами принимают активное участие. Дважды в год проводятся общие родительские собрания с приглашением учителей, которые вовлекают родителей в обсуждение проблем подготовки детей к школе, приводят примеры, ярко раскрывающие черты неподготовленности детей, конкретные ситуации, с которыми сталкиваются родители первоклассников. В старшей группе оформлен постоянно действующий информационный стенд для родителей на тему «Растим будущего школьника», предлагаемая информация отражает проблемные вопросы по подготовке детей к школе, свои рекомендации даёт педагог-психолог. К участию привлекаются и учителя начальных классов, которые также консультируют, дают практические советы по данному вопросу.
В центре внимания педагогического коллектива постоянно находятся вопросы реализации учебной программы дошкольного образования, образовательных стандартов дошкольного образования и создания оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков.
Этот учебный год ещё только начался, наших воспитанников ждут интересные мероприятия и встречи с первоклассниками, со школьной жизнью, а пока наш педагог-психолог О. В. Гришкевич наблюдает за адаптацией воспитанников в школе: Курс » Введение в школьную жизнь», а воспитанники старших групп №9, №13 приняли участие в выставке рисунков с учениками 1-х классов по теме: «Школа глазами детей». Пусть их мечты сбываются!
заместитель заведующего по основной деятельности И.А. Демчук