«Хочу к маме!…»
«Ребенок идет в детский сад»- как привычно это звучит в устах взрослых как незнакомо для малыша. Часто период адаптации в детском саду бывает для детей очень трудным.
Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни, и детский сад становится одним из определяющих факторов в формировании личности ребенка.
Важнейшая задача в период адаптации -создание и поддержание такой атмосферы, в которой ребенок чувствует, что его любят, принимают таким, каков он есть. Малыш должен быть уверен, что рядом с ним внимательные и заботливые взрослые, которые помогут и подскажут, как разобраться в непростой жизненной ситуации.
Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка -дошкольника и играет её начиная с первого знакомства и до школы.
Процесс адаптации к условиям детского сада для ребенка бывает очень непростым. Новый жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но этот опыт также способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного развития. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей, негативно отразиться на соматическом здоровье.
Возникает естественный вопрос: как помочь ребенку смягчить стресс при поступлении в ДОУ, пережить горе расставания с близкими, снизить его тревожность и т.д.? Поскольку условия детского сада едины для всех, возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его индивидуальностью к этим общим условиям, лучше сказать общественными требованиями.
Ребенок это целостный организм, имеющий свои потребности, обладающий способностью к саморегуляции. Однако многое зависит от возрастных особенностей. Возраст влияет и на то, какие потребности выходят на первый план; в зависимости от возрастных возможностей выбирается и способ удовлетворения потребностей.
Двух-трёхлетний ребенок еще так мало знает о себе, о своём внутреннем мире, внешний мир для него ограничен рамками семьи и ближайшего окружения. Долгое время малыш существовал в отношениях слияния с мамой, не выделял сове «я» как самостоятельное, уникальное и отдельное. Оставляя ребенка в детском саду, родители кардинально изменяют ситуацию, разрывают слияние. Малыш оказывается один на один с собой в новой неизведанной обстановке.
Нетрудно представить, какой комплекс чувств приходится испытать ребенку: страх, горе, гнев, потерянность, беспомощность. Цель воспитателей на этом этапе помочь ребенку разобраться в скоплении эмоциональных взрывов, поддержать его переживании горя от разлуки с близкими. Нужно стараться уважительно относиться к выражениям гнева, ведь не по собственной воле малыш оказывается здесь. Не стоит прерывать выражения этих сильных эмоций, важно дать им место и время. А самое главное- помочь ребенку обозначить его переживания словами.
Педагог должен сам знать и уметь донести до родителей, как важно – дать детям возможность выразить свое горе и быть принятым в этом горевании. Многим родителям кажется, что слёзы при адаптации это неестественный процесс, что слёзы травмируют ребенка, приносят вред. Случается , что воспитатели также стремятся остановить плач. Взрослым так трудно находиться рядом с плачущим ребенком и ничего не предпринимать для его немедленного утешения. Действительно, это непростая задача — позволить малышу плакать, но при этом дать ему понять, что он не один, что вы
сочувствуете ему, что вы не отвергаете его.
В период привыкания к детскому саду, в период острых переживаний разлуки, на этапе важных изменений в социальной жизни детям необходима теплая атмосфера и поддержка. Все это помогает ребенку получать новый опыт, который не травмирует, а способствует развитию личности ребенка.
Важным становятся следующие задачи:
— проявлять интерес и уважительное отношение ко всему, что происходит с ребенком;
— искать способы установления контакта с ребенком;
— помогать адекватно выражать эмоции, желания;
— четко определять границы и нормы поведения.
Детский сад для ребенка становится моделью мира. На этой модели происходит обучающий эксперимент. И важно, чтобы в этом эксперименте ребенок обучался не тому, как прятать эмоции, стыдиться желаний, а учился осознавать свой внутренний мир, увеличивал количество способов самовыражения.
В период адаптации тяжело не только детям. Многие родители испытывают тревогу за ребенка, пугаются негативных проявлений (плача, капризности, агрессивности). Усложняет ситуацию отсутствие доверительных отношений между педагогами и членами семьи воспитанников. Часто мамы и папы склонны беспричинно обвинять воспитателей в том, что ребенок подавлен, медленно привыкает к новым условиям.
Эффективным решением проблемы может стать установление партнерских, сотруднических взаимоотношений с родителями. Стоит продемонстрировать сопереживание, понимание того, что ситуация сложна для всех.
Снижение напряжения и тревоги способствует знакомство родителей с особенностями течения адаптационного процесса. Воспитателю стоит подробно рассказывать о том, что такое адаптация, как она изменяет поведение ребенка, какую колоссальную нагрузку несет в этот период весь организм малыша, разъяснить смысл происходящего: для чего нужны слёзы, откуда берется гнев. Не все родители понимают, что привыкание процесс длительный, постепенный, не терпящий искусственного ускорения.
Повышение качества работы педагога в период адаптации требует специализированных психологических знаний и умений, которые можно получит непосредственно в процессе профессионального взаимодействия с психологом.
Сентябрь 2015 г. Педагог-психолог О.В. Гришкевич
Литература:
- Н.В. Храмцова. «Хочу к маме!» // здоровье дошкольника, №3, 2015, С-40;
- Печора К.Л. , Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. : Гуманитор. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004;
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.