РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – НОВОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ, ПОЛЕЗНОЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – НОВОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ, ПОЛЕЗНОЕ

Как называется то новое и интересное, что с таким увлечением исполняют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома?

Этот новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется ритмодекламация.

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки. Она широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.

В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка – ритма – и выразительного речевого интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования ( детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Во-первых- это интересное, зачастую необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой, красивой, эмоционально-образной музыки (от старинных музыкальных произведений XVXVII вв. до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до компьютерной музыки) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма).

Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характеристику мимики, пластику движения.

Во-вторых- это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально0-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными». Именно благодаря ритмодекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой 

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ-РЕЛАКСАЦИЯ «ОСЕНЬ»

(по методике Т.Боровик)

Тихо-тихо-тихо-тихо,

В наши двери входит тихо,

Входит осень не кричать,

А баюкать и качать.

Осень песенку поёт,

Сны повсюду раздаёт:

Сон весенний, летний, зимний,

Сон воде, траве, осине,

Сон лугам – душистый, жаркий,

Клумбам сон – цветной и жаркий.

В этом – птицей улетят,

В этом – все деревья спят.

Тихо-тихо-тихо-тихо,

Всюду дрёма и покой.

Улетает птицей осень

В тихий домик за рекой.     И.Токмакова.

(Каждая строчка произносится дважды: вначале родители, а  затем дети, как «эхо».).

 

           

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.