Памятка для родителей

 

«Учимся говорить, играя!» (игры и упражнения,

направленные на развитие речи детей 5-го года жизни).

 

Ворчаньем наскучишь, примером научишь

 (китайская пословица)

 

Уважаемые родители!

Современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка, а именно:

— говорить связно;

 полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения;   

— без  труда пересказывать рассказы и сказки;

— правильно произносить все звуки;

— легко воспроизводить многосложные слова;

  его словарный запас должен соответствовать возрастной норме;

Игры и упражнения, направленные на развитие речи детей:

Игры, упражнения  на развитие звуковой культуры речи;

Игры, упражнения на развитие фонематического слуха:

1. Выделить определенный звук из ряда звуков (например, хлопком).

2.Определить звук в слове, когда звук выделяется голосом (с-с-с-анки) и не выделяется голосом («Скажи, есть ли в этом слове звук (ж): жаба»).

3.Объяснить значение слов (мишка-миска, кашка-каска и т.д.).

4.                 Подобрать слова на заданный звук.

5.                 Подобрать картинки,  в названии которых  есть  определенный звук; название которых начинается на определенный звук; которые заканчиваются на определенный звук  и т.д.

 

 

Игры, упражнения на развитие фонетического слуха:

1. Четко произнести слово, предложение в спокойном темпе и размеренном ритме.

2. Произнести слово по слогам, по звукам.

Игры, упражнения на развитие  просодических компонентов речи (выразительность речи).

— работа над плавностью и напевностью речи (проговаривание стихотворений с распеванием гласных);

  работа над интонационной выразительностью речи (проговаривание загадок с заданной интонацией);

 воспитание шепотной речи;

  работа над темпом и ритмом речи (чтение стихотворений с одновременным отстукиванием);

 

Игры, упражнения на развитие речевого дыхания:

1 .Игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов, на одном выдохе.

2.Использование вертушки, бумажных игрушек и салфеток, ваты, воздушных шаров, мыльных пузырей.

Игры, упражнения на развитие словаря:

1 .Подобрать действия к предметам:

Поезд (что делает ? )- …, самолет (что делает ?)-… и т.д.

2.                 Подобрать как можно больше признаков к существительному:

Шуба (какая?) -…, шапка (какая?)-… и т.д.

3.Дидактическая игра  « Назови одним словом.»

Чашка, кастрюля, тарелка, чайник- это…

Диван, кровать, тумбочка, кресло- это… и т.д.

3.                 Дидактическая игра  «Скажи наоборот».

Длинный -…

Большой -…

День -…

Широкий -… и т.д.

4.                 Дидактическая игра «У кого — кто?»

У собаки — …

У кошки — …

У лошади — …

У коровы — … и т.д.

5.                 Дидактическая игра  «Угадай, кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий — 

Серый, зубастый, страшный-…    и т.д.

7.Объяснить многозначность разных частей речи:

Ручка — …

Ножка — …

Гладить — …

Ходить — …

Новый — …

Сильный — … и т.д.

8.                 Дидактическая игра  «Назови части предмета» (использование картинок).

Чайник- ручка носик, дно, крышка;

Стул- спинка, сиденье, ножки  и т.д.

9.                 Называние профессий людей.

Игры, упражнения на развитие грамматического строя речи:

1.                 Дидактическая игра  «Один-много» (образование множественного числа имен существительных).

Стол — столы, шкаф-…, нож -… и т.д.

2.                 Дидактическая игра  «Чего нет?» (образование множественного числа имен существительных в родительном падеже).

Стул (без чего?)-….

3.                 Согласование частей речи.

(не вижу утят, котят, лисят….)

4.                 Дидактическая игра  «Подбери предмет» (согласование имен прилагательных и имен существительных в роде и числе).

Красивая шуба — красивые шубы; красивый — …;красивое -…;

5.                 Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование числительных  с существительными).

Одна морковка, две морковки… т.д.

6.                 Рассматривание картинок с проговариванием (употребление предлогов)

Мяч на шкафу, мяч под стулом, мяч в коробке, мяч между кубиками и  т.д. 7.Чтение текстов с пропущенными предлогами.

8.                 Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных  с уменьшительно — ласкательными  суффиксами)

Дом- домик, рука  -., мяч -… и т.д.

9.                 Дидактическая игра  «У кого — кто?»

У слона — слоненок, у лисы — лисенок, у тигра- тигренок …т.д.

10.Образование прилагательных от существительных.

Малина — малиновый, дерево – деревянный   и т.д.

11.            Составление предложений по картинке, по схеме.

12.            Составление предложений с однородными членами.

13.            Составление предложений сложной конструкции (употребление  союза потому что)

14.            Произнести предложение с вопросительной интонацией, интонацией повествования, побуждения.

Игры, упражнения на развитие связной речи:

1.                 Умение вести диалог (беседу): умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным).

2.                 Составление рассказа- описания (по картинке, по воображению).

3.                 Составление рассказа по сюжетной картинке.

4.                 Составление рассказа по серии сюжетных картин.

5.                 Пересказ текста.

Игры, упражнения на развитие мелкой моторики рук:

1 .Статические упражнения (умение изображать пальцами руки различные фигуры и удерживать их определенное время).

Например: «Кольцо», «Коза», «Заяц», «Солдатики» и др.

2.                 Динамические упражнения ( обрывание листа бумаги, вырезание ножницами и др.)

3.                 Игры на развитие тактильных ощущений (игра «Чудесный мешочек», на ощупь определить форму и качество предмета).

4.                 Упражнения на координацию движений («Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»).

5.                 Пальчиковые игры:

                     без предметов (игра «Скакалка», «Кто построил птичке домик», «Циркуль», «Мальчик-осьминог» и др.)

— с  использованием атрибутики (игра «Пальчики знакомятся», «Физкультурник» и

др.)

— с предметами:  ручка,  карандаш, мячик, палочки (упр. «Вертушка» с карандашом, « Поставь точку»  и др.)

ВАЖНО!    Каждое занятие должно начинаться с артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке. Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения речевых нарушений.

 

 

 

ПОМНИТЕ!  Систематическая и целенаправленная работа, а также использование различных видов работы может оказать наиболее эффективный результат по успешному развитию речи детей.


 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.