Этикет в формировании личностной успешности ребёнка.

Консультация для педагогов и родителей.

Одна из ведущих задач педагога – воспитать в ребенке готовность к успеху, способность к успешной деятельности, успешному общению и отношениям, которые этому способствуют. Иными словами, воспитать в ребенке личность. Личность – это субъект отношений и сознательной деятельности, активный член общества. Успешность всегда связана с личностью.

В своей многогранной работе воспитателю необходимо обращать пристальное внимание на поведение дошкольников, на то, как они овладевают основными правилами этикета, на соблюдение этих правил во всех жизненных ситуациях.

Чтобы стать успешной личностью, ребенку надо научиться подавать о себе, своих отношениях и желаниях верные сигналы.

Дошкольникам даются основные поведенческие правила, соблюдение которых делает их равноправными членами группы, семьи, способными любить своих близких, играть, познавать, делиться знаниями с товарищами, переживать успех в делах и отношениях.

Одна из основных задач, решаемых через познание детьми правил этикета, — обучение способамустановления и развития коммуникаций.

Ребенок учится налаживать связи со сверстниками, взрослыми, людьми ближайшего окружения, незнакомыми людьми, с теми, кто настроен дружески, и с теми, кто не желает дружить.

Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить помощи и предлагать её, благодарить. Ребенок осознает, если хочешь, чтобы с тобой общались, вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации.

Дети учатся делать подарки, совершать приятные людям действия и поступки, красиво и правильно вести себя за столом, в гостях, общественных местах.

Чтобы дети стремились к освоению этикета, им прежде всего необходима мотивация на обучение, которая может быть выражена следующим образом:

МЫ УЧИМСЯ устанавливать доброжелательные отношения; проявлять любовь и уважение к близким людям, друзьям и товарищам.

МЫ ХОТИМ создать дружеские отношения в группе, быть хорошими людьми – добрыми и красивыми, нравиться людям.

МЫ ЖЕЛАЕМ, чтобы нас понимали и принимали наши товарищи и близкие, чтобы они верили в нас, доверяли нам.

Обучение правилам этикета происходит в режимных моментах, через приобретение жизненного опыта.

   Пришли в детский сад – как привлечь воспитателя и ребят к радостному общению с тобой? Поздороваться с ними, пожелать доброго дня. Нужно опрятно выглядеть, поскольку в опрятности и красоте облика заложен важный знак: я тебя уважаю и хочу тебе нравиться.

Время трапезы — как сделать так, чтобы оно протекало приятно для тебя и для других? Есть аккуратно, не разбрасывая крошки хлеба на столе, не проливая из чашки и из ложки на себя, правильно пользоваться салфеткой и столовыми приборами, поскольку они верные друзья изящной трапезы. Говорить мало и тихо, не разговаривать, когда во рту есть пища. Перед началом трапезы – пожелать всем приятного аппетита, а в конце обязательно поблагодарить.

   В игре – быть внимательным к товарищам, не обижать, уступать, действовать сообща, на пользу всем и каждому.

На занятии – слушать воспитателя, никому не мешать трудиться, отвечать на поставленные вопросы, предварительно обдумав ответ, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место.

Перед сном – аккуратно уложить одежду на стульчик, чтобы она не помялась и, чтобы в комнате было чисто и всё в порядке. Обувь у кровати поставить так, чтобы она никому не мешала, если нужно пройти.

Уходя из детского сада – обязательно говорить слова расставания: «до свидания», «до завтра».

И улыбнуться воспитателю, выразив тем самым ему свою благодарность: он трудился, чтобы ты стал умнее, добрее, чтобы ты многому научился за этот день.

Мы говорим об этом каждый раз, напоминаем, беседуем с родителями. Однако, часто эти правила оказываются трудными для исполнения из-за того, что для детей это обязанность – «так велели», а не понимание необходимости. Необходимо подводить детей к тому, что без выполнения этих правил человек не сможет свободно вписаться в коллектив товарищей, не сможет в полной мере ощутить успех, поскольку никто не будет рад ему и его делу.

Мы обучаем детей поведенческим правилам в различных видах деятельности: игре, в труде, в процессе образовательной деятельности, в различных видах художественной деятельности, конструировании, в процессе подготовки к праздникам.

   Младших дошкольников мы учим тому, как следует поступать в ситуациях, в которых они постоянно оказываются:приветствовать, прощаться, благодарить, обращаться по имени и отчеству, соблюдать чистоту, мыть руки, быть опрятными, пользоваться носовым платком, правильно держать ложку и т.п. М ы учим малышей собственным примером: сами улыбаемся ему утром, показывая, как мы ему рады, говорим, как он хорошо выглядит, как красиво одет, показывая тем самым, что мы его любим, мы его ждали. Происходит передача знаков позитивного отношения к ребенку.

Методы, которыми мы пользуемся – в основном игровые и наглядные, а также метод собственного примера взрослых.  Можно использовать различные упражнения: «Моем руки чисто-чисто».

В данном случае, мы даем ребенку последовательные задания: открой кран, сам сделай воду теплой,возьми в руки мыло, намыль руки, положи мыло в мыльницу, хорошо намыль пальчики, ладошки, а теперь подержи руки под струей воды, поверни руки так, чтобы вода лилась на ладони, промывая их со всех сторон и попадая на каждый пальчик, затем потряси руки над раковиной так, чтобы все капельки воды с них сбежали( отожми воду с рук), закрой кран, возьми полотенце и вытри руки сухо, с обеих сторон, повесь полотенце на вешалку, полюбуйся на свои руки, какие они чистые! Такие руки приятно погладить и подержать в своих любому человеку.

Упражнение «Доброе слово при встрече», «Доброе слово «Спасибо»», «Я тебе дарю подарок» и др.

Главная детская наука – научиться жить в группе и в семье. Дети создают своё общество, в котором становятся равноправными членами.

  Старшие дошкольники усваивают поведенческие эталоны. Они могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, который не ущемляет интересы других.

Старший дошкольник становится субъектом, регулирующим собственное поведение. Дети не только усваивают правила этикета, но и осознают их необходимость и взаимосвязь.  Главное – этикет создан для проявления уважения к людям.

В этом возрасте ребенок хочет успеха, и ему надо знать, что успешный человек – это тот, кого уважают, кто может направить на поставленную цель не только свои умения, но и собственное поведение.

В работе с детьми воспитатель использует широкую палитру словесных методов (беседа, чтение худ.литературы), использует метод созданных ситуаций и их обсуждение (как следовало поступить).

Немаловажны и практические методы. Например, упражнения в которых отрабатывается, поведенческая техника. Поведение человека состоит из огромного числа поведенческих фрагментов, которые следует отрабатывать с детьми. От закрепления техники действий можно перейти к дидактическим играм, в которых эта техника закрепляется. А от игры ребенка можно постепенно привести к выполнению поведенческих действий в жизненной ситуации.

Одна из таких ситуаций: Ситуация праздника в группе.  Дети готовятся к празднику, чувствуют свою ответственность, готовят подарки, приглашают гостей. Во время праздника уделяют гостям внимание, показывают группу, игрушки, развлекают, угощают.

Выступление детей на празднике имеет высокую степень заряда на успешность. Во-первых, много сил тратится на подготовку, во-вторых, огромные усилия прикладываются, чтобы побороть в себе страх и неуверенность, чтобы не забыть, не сбиться, во время выступления. Наконец, доставить радость всем присутствующим. В-третьих, переживать за товарищей, смотреть и слушать, что они приготовили и радоваться их успеху.

Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел.

   Обучение правилам этикета ведет детей от внешних общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе, вооружает техникой установления коммуникаций и способствует формированию успешной личности.

  Апрель 2016.                                                                                                                             Воспитатель:  С.А. Ширма 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.