Консультация для родителей: «С пальчиками играем — речь развиваем».

«С  ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ — РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

 Консультация для родителей

 Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, доказали, что тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребёнка становится чётким и правильным.

По утверждениям учёных кисть руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга. Следовательно ,работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулом для общего развития ребёнка, а также гимнастика для пальчиков  помогает ребёнку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Практика работы с детьми показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных занятиях, в форме физминуток, а также во время игр,  в др режимные моменты.

Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно помогать ребёнку , позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.

По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.

Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать  ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1.взрослый сам выполняет движения- ребёнок смотрит;

2.взрослый выполняет движения руками ребёнка;

3.ребёнок выполняет движения своими руками.

Очень полезен при тренировке пальцев массаж ( лёгкое поглаживание кистей рук с обеих сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью).

Поиграйте вместе с ребёнком.

1.Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать……………Дети поочерёдно сгибают пальцы,

Этот пальчик прыг в кровать……     начиная с мизинца.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул……………Поднимают большой палец вертикально

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!……………………Шевелят всеми пальцами.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

2.В гости.

В гости к пальчику большому………Дети сжимают пальцы рук в кулак,

Приходили прямо к дому……………большой палец поднимая вверх,

Указательный и средний,…………… отгибают пальцы по –одному

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок………………Пальцы сжимают в кулак, стучат

Постучался на порог…………………..кулаками друг о друга.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.

3.Гномики

Жили-были в домике……………………Ребёнок сжимает и разжимает кулаки

Маленькие гномики:…………………Загибают пальцы на каждое имя гнома

Тики, Ники, Лики, Чики, Мики.

Стали гномики стирать.

Тики-рубашки,

Ники платочки,

Лики-пижамку,

Микки умница был,

Всем водичку носил…………………..Трут кулачки друг о друга.

Играем пальцами

Мы рога козы покажем,…………….поднимают « рога» к голове

И рога оленя даже……………скрещивают ладони и поднимают ветвистые рога

И про зайку не забудем……………..прикладывают « ушки»  к голове

Ушками водить мы будем,

Чтобы чётко говорить,……………….каждый палец поочерёдно соединяется с

Надо с пальцами дружить…………большим пальцем.

        Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы — родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:

        «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,                (Хлопки ладонями и удары кулач-

Продает она орешки.                ками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                (Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке.                 начиная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Кому в платок,                (Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок,                удары кулачками.)

Кому в лапочку.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:        (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,        (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?        (Хлопают попеременно в ладоши

Как узнать?        и ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

 «ИГРУШКИ»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд                (Попеременно   хлопают   в

Куклы  Катины сидят:                ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя,  Буратино,                (Загибают поочередно все

И веселый Чиполлино,                 пальчики.)

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре,  пять.        (Разгибают поочередно

пальчики.)

Помогаем  нашей  Кате                (Попеременно   хлопают   в

Мы игрушки сосчитать.                ладоши и стучат кулачками.)

 «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики по одному.)

пять,

Мы во двор пришли                («Идут» по столу указательным и

гулять.                                средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,            («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками                («Крошат   хлебушек»   всеми

кормили,                пальчиками.)

С горки мы потом            (Ведут  указательным   пальцем   правой

катались,                        руки  по ладони левом   руки.)

А еще в снегу валялись.                (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой                        (Отряхивают ладошки.)
пришли.

Съели суп  и спать легли.        (Движения воображаемой ложкой; руки  под  щеку.)

«Варим суп»

Хозяйка однажды с базара пришла.                (Шагаем пальчиками по ногам

Хозяйка с базара домой принесла:                от бедра к коленкам.)

Капусту,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

Морковку,

Горох,

Петрушку

И свёклу.

Ох!

Вот овощи спор завели на столе.                (Попеременные движения обеими руками:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:        кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)

Капуста,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

Морковка,

Горох,

Петрушка

И свёкла.

Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла        (Ребрами ладошек обеих рук стучим по

И ножиком этим крошить начала:                ногам, имитируя работу ножа.)

Капусту,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

Морковку,

Горох,

Петрушку

И свёклу.

Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке        (Ладошки обеих рук соединить и

Кипели, кипели в крутом кипятке:                держать в горизонтальном положении.)

Капуста,                                                 (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

Морковка,

Горох,

Петрушка

И свёкла.

Ох!

И суп овощной оказался неплох!                (Имитация движений работы ложкой.)

 «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                (Круговые движения кулачками рук.)

Много нас,                                (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.                (Дети загибают поочередно пальцы.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                 (Поглаживание ладонью правой

руки тыльной стороны левой руки.)

Он сердит на нас —                 (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

Беда!!!                                (Руки прижать к щекам. Покачать

головой.)

Разбегайтесь —                         (Бегут пальцами по коленкам.)

Кто куда!                                (Руки спрятать за спину.)

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют  «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно  касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…

 

 

 

Октябрь 2014 г.                                           Учитель-дефектолог О.И. Зеленеева

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.