Консультация: «Формирование личности ребёнка средствами музыки».

Формирование личности ребенка средствами музыки.

Консультация для педагогов и родителей

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности.  Искусство очень широко охватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувства, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» — эти знаменитые слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского сегодня как никогда актуальны.
Музыка, в среде искусств, занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику, физиологию человека.
Каковы воспитательные возможности музыки в становлении личностных качеств ребенка? Прежде всего – музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Вызывая эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, мы формируем у них представления о нравственности, добре и зле.

Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
В процессе непосредственно образовательной музыкальной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках, хороводах, развлечениях, самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, стремление помочь друг другу, т.е. имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания.    Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, дыхании. Физиолог В.М. Бехтерев подчеркивал эту особенность влияния музыки неоднократно. Выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность, вызывать или ослаблять возбуждение.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления. Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей. В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений. Слушая музыку, ребенок ее анализирует (мысленно), относит к определенному жанру. Исполнение мелодии песни также строится на процессах анализа, сравнения того, что получается, с замыслом композитора.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, предполагается тесная интеграция всех направлений и областей  воспитательно-образовательного процесса. Она обеспечивается, прежде всего, единством цели — цели формирования общей культуры детей, достижение которой предполагает разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Музыкальная культура – важная составляющая часть общей культуры. Понятие «музыкальная культура дошкольника» можно рассматривать как интегративное личностное качество. Основы музыкальной культуры формируются у детей при определенных педагогических условиях. Прежде всего, ребенку необходим опыт восприятия музыки разных эпох и стилей, подобно освоению им речи. Необходима определенная музыкальная среда, позволяющая ему почувствовать и осмыслить красоту музыки, действовать и творить под впечатлением своих положительных оценок, рождающихся в большей степени на основе оценок и отношения взрослого. Для развития основ музыкальной культуры ребенка необходимо, чтобы у педагога было сформировано ценностное отношение к музыкальному искусству.
Ребенок в состоянии «добиваться» каких-либо качественных результатов в музыкальной деятельности (движение, пение, игра на музыкальных инструментах), только если он увлечен, прежде всего, самой музыкой и той деятельностью, с помощью которой он приобщается к музыкальной культуре. Только давая возможность ребенку проявить свои силы, с учетом индивидуального подхода к каждому, можно достичь результатов в его музыкальном развитии. Следовательно, одно из необходимых для формирования основ музыкальной культуры детей педагогических условий – выбор игровых методов воспитания и обучения, основанных на диалогическом общении ребенка и взрослого.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников:

  • для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности;
  • обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.);
  • в музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов;
  • обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.  Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, если обучение осуществляется без индивидуально — дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.
Виды музыкальной деятельности реализуются в непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности.
При использовании гибких методов и приемов, форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства как эталонов красоты достигается поразительный эффект музыкально – творческого и общего развития.
Март 2015г.                                                 Музыкальный руководитель:  Сёмуха Татьяна Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.