Консультация: «Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей».

Влияние предметно-развивающей

среды на речевое развитие детей

     Предметно-развивающая среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для речевого развития каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни. Для развития речи необходимо создание максимально насыщенной сенсорной среды.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Окружающие нас люди являются неотъемлемой частью предметно-развивающей среды. Речевые высказывания возникают очень часто именно в процессе взаимодействия людей друг с другом, с предметами. Активная речь развивается у ребенка как средство ситуативно-делового общения с взрослым. Такая форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. Открыв для себя независимое существование предметов, малыш устремляется к их познанию.  Необходимо задавать ребенку вопросы, инициировать у малыша желание в вербальной форме излагать причины, этапы и результаты собственного поведения, разнообразных действий в окружающей среде. В этом залог формирования его внутренней речи – несущей оси всех форм и уровней сознания человека. Для расширения своих речевых и коммуникативных возможностей у ребенка есть три основных источника:

  1. Постоянное общение с взрослыми, которые в идеале, находясь рядом с ним, должны выступать в роли “птицы-говоруна” – обсуждать с ним в жанре диалога все, что видят, гуляя на улице, посещая музеи и т.д.
  2. Закрепление образа слова через комплекс разнообразных зрительных, слуховых, вкусовых и обонятельных ощущений, манипуляций с ними.
  3. Приобщение к литературе и искусству.

Какой же должна быть среда?

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого малыша. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками. При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности.  Разговаривая с ребенком нужно следить за своей речью: четко выговаривать сложные слова, правильно и развернуто строить фразы. Нельзя забывать о праве каждого малыша на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстративный и наглядно игровой материал,  игровое оборудование. Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми.

Необходимо использовать разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи воспитанников (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).

В предметно-развивающую среду надо  включать  развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно-печатные игры, предметы для познавательно-практической деятельности, материалы по сенсорному развитию, образы героев для пальчикового, кукольного театра, карточки для определения эмоций и чувств человека, озвученные игрушки. Персонажи кукольного театра являются наглядной и осязательной опорой для составления рассказа, сказки. Игрушка вызывает положительные эмоциональные реакции у ребенка.  Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушек. Каждая из них диктует свою манеру поведения, интонацию речи. Возникает то, что можно назвать игрой за двоих: когда идет диалог, ребенок почти одновременно выступает в роли спрашивающего, и в роли отвечающего. Приходится ежесекундно перескакивать от одной роли к другой и обратно. Такие игры чрезвычайно полезны для развития малыша: он примеряет на себе различные ролевые поведения, учится разрешать конфликтные ситуации. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится ориентироваться в мире людей, изображает их взаимоотношения, варианты начала и завершения разговора. В этих играх используются различные игровые средства, которые выступают в качестве заместителей других предметов. Такие игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на развитие культуры речи. Полезно готовить необходимый материал для построения сюжета совместно с ребенком.Чаще всего основу игр – драматизаций составляют сказки. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – все это способствует развитию речи и коммуникативных способностей. При повторении сказки дети хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Таким образом, играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, интонации.

С детьми младшего возраста необходима совместная с взрослым игровая деятельность: подражание взрослому, называние ребенком игровых атрибутов, использование “звучащих игрушек”, которые сначала вызывают слуховое, а затем зрительное сосредоточение. Комментирование педагогом действий малыша с предметами необходимо для развития у детей пассивной и активной речи. В этом возрасте игровое взаимодействие детей строиться на основе обладания той или иной игрушкой: чем младше дети, тем больше одинаковых игрушек (2-3 экземпляра) должно быть для игры в группе.

Интересно проходят игры с использованием ширмы: кто спрятался, чьи это ушки, кто может так говорить и т.д.  Для стимулирования речевой деятельности детей 2-4 лет можно показывать фотографии детей и их близких, задавать им вопросы: “Кто это на фотографии? Как зовут папу, маму и т.д.?”. Многие дети начинают с удовольствием рассказывать о своих близких.

Для обогащения речи ребенка, развития его коммуникативных навыков можно предложить игру “Какой? Какая?”. Взрослый называет предмет, например “морковка”. Малыш должен дать как можно больше определений, описывающих ее свойства: “Какая морковка? Оранжевая, длинненькая, гладкая, на конце остренькая и т.д.”. Для детей дошкольного возраста можно не только называть предмет, но и показывать его – опора на наглядность.

Другое задание – подобрать как можно больше предметов, имеющих заданный взрослым признак: “Что бывает красное? Флажок, помидор, яблоко и т.д.”. В этой несложной игре можно называть предметы по очереди с ребенком, тогда будет веселее и легче избежать нередкого у детей замыкания на одной единственной теме. Задаваемые признаки могут быть самыми разными: что бывает круглое, вкусное, деревянное и т.п. Эти игровые задания можно выполнять не только в помещении (активное освоение предметно-развивающей среды, развитие наблюдательности и внимания), но и на прогулках. Речевое обозначение окружающей среды позволяет эффективно осваивать ее, в дальнейшем разнообразно использовать ее в построении коммуникативных взаимодействиях.

Таким образом, организация насыщенной, разнообразной предметно-развивающей среды в современном дошкольном учреждении является одним их необходимых компонентов для формирования и развития коммуникативной сферы каждого участника педагогического процесса.Правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.

январь 2015                                                  Воспитатель: З.Н. Стасевич

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.